Сибирские Огни, 1978, № 4
136 ВЛАДИМИР ВИНОГРАДОВ родке летнюю школу-семинар по гологра фии и пригласил ведущих специалистов из- за рубежа,- Именно к этому времени отно сится личное знакомство сибиряков с про фессором Нью-Йоркского университета Джорджем Строуком, автором первой в ми ре фундаментальной книги по голографии. В процессе научных контактов у директо ра Института автоматики и электрометрии члена-корреспондента Академии наук Ю . Нестерихина возникла мысль созвать узкий советско-американский симпозиум по оптической обработке информации. За раз работку программы взялся Строук. Амери канский профессор оказался человеком дела — он приехал в академгородок через год, уточнил предполагавшиеся темы, ого ворил с руководством института состав участников и календарные сроки. А потом прислал составленную им программу, в ко торой Вольдемар Петрович обнаружил се б я с несколько неожиданной темой — «Оп тические киноформные элементы». Это Ю . Нестерихин и Д. Строук решили, что он должен будет докладывать о пленках, об ладающих свойствами обычной толстой оп тики. В то врем я в его .лаборатории готовых разработок по этой теме ещ е не было, шли только первые разговоры, на бумагу ло жились первые мысли. Тема еще вынашива лась будущими участниками исследования. И — на тебе! Сразу доклад, да ещ е на та ком ответственном форуме! Но делать было нечего. Пришлось моби лизовать все мыслимые и немыслимые ре сурсы и за год провернуть гору работы, чтобы справиться с кичоформами. Надо сразу оговориться, что эти кино- формы не имеют никакого отношения ни к кинематографу, ни к художественным фор мам решения творческих задач. Кинофор мами физики назвали прозрачную пленку, в которой лазерным лучом нанесен фазо вый рельеф. Когда Коронкевич только на чинал заниматься этой темой, он нигде не мог найти указания на то, почему предмет его забот получил такое название — ки ноформы. Раздражение и нетерпение его возросли еще больше, когда он установил, что невозможно точно обозначить род но ворожденного, ибо у одних авторов он именовался киноформ, а у других назы вался киноформа. Успокоение принесла статья в одном из французских журналов. Автор ее писал примерно в таком духе: не надо искать ла тинских, греческих или иных глубокомыс ленных лингвистических корней в новом слове. Пленки названы так просто ради то го, чтобы отличить их от всех прочих пред метов, и названы без особых размышле ний, под влиянием мальчишеского импуль са, вот и вся недолга! Впрочем, дело не в названии, дело а предмете занятий. Известно (во всяком случае специали стам по оптике), что лучший «рассеиватель света» — решетка. Она, с одной стороны, пропускает лучи, с другой — задерживает их. Следовательно, можно, изготовив ре шетку с заданными параметрами, прекрас но использовать ее в приборах, предназна ченных для работы со светом. Но — стоп! Что значит «изготовить решетку»? Вряд ли кто-нибудь решится предлагать для таких целей металлическую решетку. И дорого, и сложно. И — что не менее важно — м ож но представить, во сколько раз такая ре шетка утяжелит прибор! Поэтому обычно прибегают к изготовлению фазовой ре шетки. Есть выработанный за последнюю сотню лет старый, кажущийся сегодня рутинным, способ изготовления дифракционных реше ток. Берется некий кристал, и его гранью на исходном материале наносятся бороздки, выглядящие ровнехонькими линиями. Если представить, что глубина такой бороздки и расстояние между нею и соседними дол жны быть равны длине световой волны, то не вызовет удивления, что специалисты на- зьгеают нанесение дифракционной решетки «собачьей работой». Так и маялись поколения изготовителей, не ведая, что близко избавление от рутин ного труда, что будущее обещает им при ятный сюрприз в виде луча лазера. Луч открывал вначале зыбкие, а потом все бо лее определенные перспективы. Станови лось ясно, что скоро не надо будет изго тавливать линзы старым ручным способом, как говорят оптики-ветераны, «тереть стек ло пузом». Сегодня резец, грань кристалла можно заменить лазерным лучом, поскольку луч этот можно сфокусировать до микрона. Но тут нужна тонкая и точная система управле ния лучом, Такую систему мож ет обеспе чить только ЭВМ . И это еще не все. Требу ется точнейший или, как говорят специали сты, прецезионный станок. Итак, лазер — Э В М — прецезионный ста нок. Вот он стоит, этот прибор, сделанный кол легами Коронкевича в лаборатории Б. Пуш ного. Плотный стол из прочных металличе ских сочленений, по поверхности которого перемещается в различных направлениях каретка. На столе закреплены интерферо метры и система преломляющих линз, ко торая позволяет поступать с лазерным лучом так, как считает нужным экспери ментатор,— изгибать его, преломлять, пово рачивать в лю бом направлении. В стене — окошечко, через которое из соседнего по мещения в нужное время придет лазерный луч. Но пока рано приглашать его. Еще надо принести пленку. Она появляется в небольшом темном ящичке, подобном тем, в которых обычно хранят слайды. В ячейках ящичка— круглые стеклышки диаметром в два сантиметра. Каждое стеклышко — в отдельном бум аж ном пакетике с ориентирующей надписью. Вынем один из пакетиков. Достанем из него стеклышко. На нем как бы нанесен, вписан в окружность желтоватый квадратик. Не дотрагивайтесь до него пальцем! Берите стекло за грани. Желтый квадратик и есть пленка. Остается пустить ее в работу. Укрепим стеклышко на каретке стола- устройства по имени «Зенит». Дадим сигнал I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2