Сибирские Огни, 1978, № 4
128 ВЛАДИМИР ВИНОГРАДОВ са-Олимпийца, установленная некогда в главном святилище древней'Олимпии. Вы полненная из золота и слоновой кости фи гура сидящего бога достигала высоты 17 метров. Перед изваянием Зевса пол был выстлан тёмно-синим элевсинским камнем, в котором затем вырубили углубление для бассейна. Бассейн же по приказанию Фидия заполнили составом с оливковым маслом, которое играло двойную роль: предохра няло статую от сырости и — что для нас особенно важно — служило прекрасным от ражателем света. Вбегая в широко откры тые двери — известно, что в античных хра мах окон не было, и свет поступал лишь через дверные проемы,— световой поток падал на темную, неподвижно блестевшую поверхность жидкости и, отразившись от нее, устремлялся вверх. И вот в световых лучах, словно живая, дышавшая каждым сантиметром своей поверхности, выступала прекрасная голова Зевса, виднелись могу чие плечи воителя, мягко ниспадали ленты венца и складки одеяния. Паломники не знали об оптическом фокусе, придуманном Фидием. Они были уверены, что изображе ние Зевса само излучает божественный свет... Но не только мирные профессии предла гали свету люди. Одни из них, снедаемые воинственными замыслами, мечтали о том, как свет поможет им завоевать весь мир. Другие надеялись на оборонительное ору жие, в котором главную роль будет играть опять-таки свет. Поэтому нет ничего уди вительного в том, что изобретатели разных веков, стран и народов пытались заставить свет участвовать в военных действиях, вы полнять роль агрессора или защитника. Естественно, что при этом авторы такого рода проектов обращались прежде всего к идее фокусировки: человек давно заме тил, что вогнутые зеркала принимают один луч, а отпускают от себя другой, как бы суженный, в конце концов сходящийся в одной точке. Отсюда — блистательная легенда о вели колепном гражданском подвиге бессмерт ного Архимеда. Создав хитроумную систе му зеркал, знаменитый ученый с их по мощью направил концентрированный луч солнца на осаждавшую его родные Сира кузы армаду, и вражеские корабли, вспых нув, словно свечи, в считанные минуты пре вратились в жалкие обугленные бревна... Оптические приборы, подобные архиме довскому, естественно, были незаменимой находкой для писателей. Их можно понять, создателей «испепеляющих» романов, по вестей и рассказов! Уж больно соблазни тельно было предоставить героям возмож ность расправляться с врагами просто и легко. Тут не надо долго размышлять — цайте в руки ваш ему герою некий пред мет, извергающий смертоносные лучи, и дело, как говорится, в шляпе! Алексей Толстой не только предложил чертеж устройства, при помощи лучей ко торого инженер Гарин завоевывает плане ту, но даже назвал его оптическим терми ном — гиперболоид. Знаменитый, увлека тельно написанный «Гиперболоид инженера Гарина», несет в себе существенную ошиб ку, которую не преминули отметить спе циалисты, как всегда, саркастически отно сящиеся к любым попыткам литераторов вторгаться в научную проблематику. Дело в том, что писатель перепутал принципы действия оптических систем: гиперболо ид — это система, в основе которой лежит выгнутое зеркало, и задача его — не соби рать лучи, а рассеивать их. Если ж е гово рить о фокусировке лучей, то тут надо иметь в виду не выгнутое зеркало, а вог нутое, то есть параболическую систему. Так что роман должен был бы называться «Параболоид инженера Гарина»... Выдающийся советский оптик Г. Г. Слю- сарев, человек благожелательный и широко образованный, сам владеющий прекрасным литературным языком, в книге «О возм ож ном и невозможном в оптике», первое из дание которой, увидело свет незадолго до начала войны, использует неловкую ситуа цию с изобретением инженера Гарина для утверждения, что создание прибора, где свет применялся бы для сжигания, плавле ния и тому подобных важных и практиче ских целей — ведь не только войной сыт человек, есть и народное хозяйство! — во обще невозможно. Второе издание книги вышло уж е после войны, в конце пятидесятых годов, когда за плечами поколения были первые убеди тельные успехи атомной энергетики. Но да ж е теперь, после освоения недавно еще неизвестной энергии, теперь, когда, каза лось, этот пример должен был расковать традиционное мышление своей неожидан ностью и убедительностью, знаменитый оп тик не нашел возможным смягчить приго вор. Во втором издании он с прежней непреклонностью утверждает принципиаль ную невозможность создать преломляю щую оптическую систему, которая могла бы использовать тепловую энергию света в каких бы то ни было целях. Заметим кстати, что в данном случае мы имеем блестящий пример того, как огром ная эрудиция и ясное представление о фундаментальных принципах материально го мира в определенных ситуациях оказы вают тормозящ ее действие, хотя, казалось бы, все должно быть наоборот. Усвоенные истины сковывают воображение, и оно не может вырваться из плена привычных представлений, навязанных традицией. И это в то время, как любое открытие, по существу, не что иное, как освобождение от плена традиций. В этой связи интересны рассуждения академика П. Л. Капицы, со держащиеся в его прекрасной книге «Э к сперимент. Теория. Практика». Автор доказывает расковывающую роль непрофессионального воображения на двух примерах. Пример первый — создание Франклином учения об электричестве. В основе его теории мы увидим представ ление о том, что электричество материаль но, оно способно как бы пропитывать м е талл и проникать через его сплошную сре ду. Такого рода представление в корне противоречило господствовавшим тогда взглядам о сплошном характере материи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2