Сибирские Огни, 1978, № 3
ЧЕТЫРЕ ВАРИАЦИИ НА ОДНУ ТЕМУ 179 ние хотя и состоялось, но... «— Нам не на до больш е встречаться»,— говор ит Тоня и добавляет: «Он реш ил вернуться. Я ем у ска зала: приходи, Н аточка не м о ж е т б ез отца... Сам по.нимаешь, теперь, ко гд а мы с ним снова б уде м вместе...» Н иколай Васильевич, таким об разом , едет в ко м а н д и р о в ку с тя ж елой душ евной травм ой. Но вот он пр иб ы вает в Вы соцк, встречается с Ш е рговы м , знаком ится с обстановкой на заводе, и че рез ка ки х-н иб уд ь пару часов с ним пр ои схо дит то, что происход ит обы чн о с больш ин ством геро ев нашей пр ои зво дственной п р о зы, когд а из «лю бовной л одки» они переса ж иваю тся на м ощ ны й лайнер научно-техни ческой револю ции. А им енно — полное от клю чени е тех центров, ко торы е ведаю т об ластью эм оций. Только один раз, в первую свою ночь в Вы соцке, Н иколай Василье вич, внезапно проснувш ись, поры вается по привы чке позвонить Тоне, но тут ж е берет себя в р уки , а наутро снова с головой у х о дит в хлопоты в связи с п уско м цеха. А в кон це повести геро й отбы вает д о м о й у ж е в по лном д уш евн ом здравии, с ле гки м , точнее — с пустым сер дце м , соверш енно выбросив, вы черкнув из памяти ту, ко т о р ую ещ е три дня назад лю бил так сам о забвенно и отчаянно... Такой ж е «сердечной недостаточностью » страдаю т и герои по вестей В. Коренева и В. М ахонина. С им патичной д евчо нко й оказалась пова риха Ирина, в по м ощ н и ки к которо й попал герой повести В. Коренева: и Д ен и ска , к о нечно ж е, увлекся, д аж е на какое -то время забыл о своей об и де на бригадира, отпра вивш его его на кухн ю . Д а и И рина тож е, ка к показалось ге р о ю , проявила к нему явную благосклонность. О д н аж д ы она д аж е откр о в е нн о залю бовалась Д ен и ско й, когд а тот явился на ку х н ю «приглаж енны й, ум ы тый и причесанны й». Но лю бование это оказалось, чисто эстетическим . К ак вы ясни лось вскоре, Ирина давно у ж е сохла по Л еш ке Ш м ы ко в у — о д н о м у и з того сам ого «хора», ж илисты х и м ускулисты х. И тут наш герой поступает истинно п о -ры ц арски ; сам откры вает Л еш ке сер д е чн ую тайну д евуш ки. Жест, бесспо рн о, красивы й, но, по ж а луй, че ресчур красивы й. Д оспехи благо родства по л о ж и те л ьн о го героя, равно как и лохм отья безнравственности героя отри цательного, не следует все ж е столь от~ кры то выставлять напоказ. И бо есть в ис кусстве такое ж е л е зн о е правило — чувство м еры . Тусклы м пятны ш ко м вы глядит лю бовная колл изия на страницах повести « О бщ е ж и тие». Тут в роли в лю бл енны х вы ступаю т: с од ной стороны , м ол о д е нька я крановщ ица А нн уш ка , согреш ивш ая с за е зж и м х у д о ж н ико м и уехавш ая из р о д н о го горо д а от стыда и по зо ра на д а л е кую строй ку, с д р у гой — б ри га д и р С ергей Л ипатников, пр ие хавший на ту ж е стр о й ку, чтобы то ж е за быть свое г о р е — вн езапн ую см ерть ж ены . Завязка весьма интригующ ая, и поначалу каж ется, что автор задумал рассказать нам во л н ую щ ую историю , ка к лю бовь пом огает д в ум переж ивш им больш ое горе лю д ям излечиться от душ евны х потрясений и вновь обрести счастье. Но ничего по д о б н о го в повести не происходит. Не происходит по той простой причине, что автор эту ли нию ника к не развивает. С обственно, вза им оотнош ения С ергея и А нн уш ки исчерпы ваю тся двум я эпизодам и. В первом мы становимся свидетелями того, как, остав шись с А нн уш ко й наедине, С ергей спраш и вает, отчего она такая зам кнутая и печаль ная. В д р у го м эпизоде, у ж е в сам ом кон це повести, С ергей, слушая игру Ф еклю хи на , о ткрове нн о лю буется А нн уш ко й, но при этом мы сленно прощ ается с ней, потом у что «все равно нельзя к ней идти, потом у что нельзя в ж и зн ь д р у го го человека пр и носить свою незабы тую боль...» П ож алуй, лишь в «Черной» субботе» л ю бовная линия получила более или м енее д остой но е воплощ ение. Во всяко м случае, нас, читателей, по-настоящ ем у трогает л ю бовны й ром ан и нж енера Виктора Кострова и че ртеж ницы Гали Бубновой. Им обоим не повезло в ж и зн и ; В иктор на пятом ку р се института почти полностью потерял зр е ние, у Гали через полтора года после свадьбы ум е р м уж . С итуация почти такая ж е, ка к и у В. М ахонина в «О бщ еж итии». Но, в отличие от героев В. М ахонина, Вик тор и Галя не приносят свои чувства в ж е р тв у надум анном у благородству, а на об орот, тянутся д р у г к д р угу. П ричем сбли ж ает их им енно работа, увлеченность о б щ им делом . В общ ем -то такой сю ж етны й ход, когд а герои влю бляю тся д р у г в д р у га, что называется, не сходя со своих ра бо чих мест, тож е не б ог весть какая новинка в нашей производственной прозе. И тем более отрадно, что В. Гринеру удалось из беж ать здесь расхож их прием ов. Поведав нам сердечны е тайны своих героев, автор приблизил их к нам; мы прониклись к Вик тору и Гале настоящей симпатией и сочув ствием, и — что самое гл а в н о е— лю бовь ярче высветила в характерах героев их д е ловы е качества, позволила нам понять их лучш е и ка к специалистов, ка к лю дей, вно сящ их свой, пусть скр о м н ы й вклад в науч но-техн и ческую ре волю цию . Так очень гар м онично соединились в повести В. Гринера эти два, казалось бы, несовм естимы х поня тия: лю бовь и НТР. П оследнее обстоятельство представляет ся нам осо бенно важ ным . Ведь в сам ом деле, каки е бы сло ж ны е научны е пр о б л е мы ни решал человек, каки е бы чудеса техники он ни создавал, он всегда был, есть и будет человеком — сущ еством не только мы слящ им , не только и зо б р е таю щ им и усове рш ен ствующ и м что-то, но и чувствующ им , и п е реж и ваю щ и м , и страда ющ им . \ ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2