Сибирские Огни, 1978, № 3

ЧЕТЫРЕ ВАРИАЦИИ НА ОДНУ ТЕМУ 179 ние хотя и состоялось, но... «— Нам не на­ до больш е встречаться»,— говор ит Тоня и добавляет: «Он реш ил вернуться. Я ем у ска­ зала: приходи, Н аточка не м о ж е т б ез отца... Сам по.нимаешь, теперь, ко гд а мы с ним снова б уде м вместе...» Н иколай Васильевич, таким об разом , едет в ко м а н д и р о в ку с тя­ ж елой душ евной травм ой. Но вот он пр иб ы ­ вает в Вы соцк, встречается с Ш е рговы м , знаком ится с обстановкой на заводе, и че­ рез ка ки х-н иб уд ь пару часов с ним пр ои схо­ дит то, что происход ит обы чн о с больш ин­ ством геро ев нашей пр ои зво дственной п р о ­ зы, когд а из «лю бовной л одки» они переса­ ж иваю тся на м ощ ны й лайнер научно-техни­ ческой револю ции. А им енно — полное от­ клю чени е тех центров, ко торы е ведаю т об ­ ластью эм оций. Только один раз, в первую свою ночь в Вы соцке, Н иколай Василье­ вич, внезапно проснувш ись, поры вается по привы чке позвонить Тоне, но тут ж е берет себя в р уки , а наутро снова с головой у х о ­ дит в хлопоты в связи с п уско м цеха. А в кон це повести геро й отбы вает д о м о й у ж е в по лном д уш евн ом здравии, с ле гки м , точнее — с пустым сер дце м , соверш енно выбросив, вы черкнув из памяти ту, ко т о ­ р ую ещ е три дня назад лю бил так сам о­ забвенно и отчаянно... Такой ж е «сердечной недостаточностью » страдаю т и герои по­ вестей В. Коренева и В. М ахонина. С им патичной д евчо нко й оказалась пова­ риха Ирина, в по м ощ н и ки к которо й попал герой повести В. Коренева: и Д ен и ска , к о ­ нечно ж е, увлекся, д аж е на какое -то время забыл о своей об и де на бригадира, отпра­ вивш его его на кухн ю . Д а и И рина тож е, ка к показалось ге р о ю , проявила к нему явную благосклонность. О д н аж д ы она д аж е откр о в е нн о залю бовалась Д ен и ско й, когд а тот явился на ку х н ю «приглаж енны й, ум ы ­ тый и причесанны й». Но лю бование это оказалось, чисто эстетическим . К ак вы ясни­ лось вскоре, Ирина давно у ж е сохла по Л еш ке Ш м ы ко в у — о д н о м у и з того сам ого «хора», ж илисты х и м ускулисты х. И тут наш герой поступает истинно п о -ры ц арски ; сам откры вает Л еш ке сер д е чн ую тайну д евуш ­ ки. Жест, бесспо рн о, красивы й, но, по ж а ­ луй, че ресчур красивы й. Д оспехи благо­ родства по л о ж и те л ьн о го героя, равно как и лохм отья безнравственности героя отри ­ цательного, не следует все ж е столь от~ кры то выставлять напоказ. И бо есть в ис­ кусстве такое ж е л е зн о е правило — чувство м еры . Тусклы м пятны ш ко м вы глядит лю бовная колл изия на страницах повести « О бщ е ж и ­ тие». Тут в роли в лю бл енны х вы ступаю т: с од ной стороны , м ол о д е нька я крановщ ица А нн уш ка , согреш ивш ая с за е зж и м х у д о ж ­ н ико м и уехавш ая из р о д н о го горо д а от стыда и по зо ра на д а л е кую строй ку, с д р у ­ гой — б ри га д и р С ергей Л ипатников, пр ие­ хавший на ту ж е стр о й ку, чтобы то ж е за­ быть свое г о р е — вн езапн ую см ерть ж ены . Завязка весьма интригующ ая, и поначалу каж ется, что автор задумал рассказать нам во л н ую щ ую историю , ка к лю бовь пом огает д в ум переж ивш им больш ое горе лю д ям излечиться от душ евны х потрясений и вновь обрести счастье. Но ничего по д о б н о ­ го в повести не происходит. Не происходит по той простой причине, что автор эту ли­ нию ника к не развивает. С обственно, вза­ им оотнош ения С ергея и А нн уш ки исчерпы ­ ваю тся двум я эпизодам и. В первом мы становимся свидетелями того, как, остав­ шись с А нн уш ко й наедине, С ергей спраш и­ вает, отчего она такая зам кнутая и печаль­ ная. В д р у го м эпизоде, у ж е в сам ом кон це повести, С ергей, слушая игру Ф еклю хи на , о ткрове нн о лю буется А нн уш ко й, но при этом мы сленно прощ ается с ней, потом у что «все равно нельзя к ней идти, потом у что нельзя в ж и зн ь д р у го го человека пр и ­ носить свою незабы тую боль...» П ож алуй, лишь в «Черной» субботе» л ю ­ бовная линия получила более или м енее д остой но е воплощ ение. Во всяко м случае, нас, читателей, по-настоящ ем у трогает л ю ­ бовны й ром ан и нж енера Виктора Кострова и че ртеж ницы Гали Бубновой. Им обоим не повезло в ж и зн и ; В иктор на пятом ку р ­ се института почти полностью потерял зр е ­ ние, у Гали через полтора года после свадьбы ум е р м уж . С итуация почти такая ж е, ка к и у В. М ахонина в «О бщ еж итии». Но, в отличие от героев В. М ахонина, Вик­ тор и Галя не приносят свои чувства в ж е р тв у надум анном у благородству, а на­ об орот, тянутся д р у г к д р угу. П ричем сбли­ ж ает их им енно работа, увлеченность о б ­ щ им делом . В общ ем -то такой сю ж етны й ход, когд а герои влю бляю тся д р у г в д р у ­ га, что называется, не сходя со своих ра бо­ чих мест, тож е не б ог весть какая новинка в нашей производственной прозе. И тем более отрадно, что В. Гринеру удалось из­ беж ать здесь расхож их прием ов. Поведав нам сердечны е тайны своих героев, автор приблизил их к нам; мы прониклись к Вик­ тору и Гале настоящей симпатией и сочув­ ствием, и — что самое гл а в н о е— лю бовь ярче высветила в характерах героев их д е­ ловы е качества, позволила нам понять их лучш е и ка к специалистов, ка к лю дей, вно­ сящ их свой, пусть скр о м н ы й вклад в науч­ но-техн и ческую ре волю цию . Так очень гар­ м онично соединились в повести В. Гринера эти два, казалось бы, несовм естимы х поня­ тия: лю бовь и НТР. П оследнее обстоятельство представляет­ ся нам осо бенно важ ным . Ведь в сам ом деле, каки е бы сло ж ны е научны е пр о б л е ­ мы ни решал человек, каки е бы чудеса техники он ни создавал, он всегда был, есть и будет человеком — сущ еством не только мы слящ им , не только и зо б р е таю ­ щ им и усове рш ен ствующ и м что-то, но и чувствующ им , и п е реж и ваю щ и м , и страда­ ющ им . \ ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2