Сибирские Огни, 1978, № 3
178 ВЛАДИМИР ШАПОШНИКОВ стях 50-х — 60-х годов. Как мы пом ним , ю ны е герои в этих повестях проход или три обязательны е стадии: пр ие зд на кр у п н ую стройку, сопрово ж да ем ы й ром антическим и мечтами и б лагородны м и поры вам и; го р ь кое разочарование при пе рвом сер ьезн ом столкновении с ж и зн ью , с пр ои зво дствен ными трудностям и и бы товым и невзгода м и; и наконец, пр еод оление этих тр уд н о стей, обретение своего места на строй ке и, соответственно, утверж д ени е своего «я». Ну и плюс еще, конечно, лю бовная ин триж ка с ка кой -н и б уд ь табельщ ицей или норм ировщ ицей, в ходе ко то р о й испытыва ется на прочность нравственная чистота героя. Все эти три традиционны х испытания есть и в повести В. Коренева. Читаешь ее, и так и хочется ставить «галочки» против тех мест, где почти д ословно повторяется то, что десятки раз обы гры валось в м о л о д е ж ных повестях. Вот, приехав на БАМ , Д ен и ска приним ает ся мечтать «о том нед алеком врем ени, к о гда... заработает медаль, отличившись на стройке». «Д ениска очень ж алел, что ем у из-за м а лого возраста не удалось участвовать в со ор уж ении моста через А м у р , где м н огие из знакомы х ем у парней получили правитель ственные награды. Но и успокаивало и то, что впереди по трассе БАМ а м остов — только успе-вай перебрасы вать С трой!.. Д ениска знал, что никакая работа, никакие трудности его не испугаю т. О н ж д е т этих трудностей и преод ол еет их. У ж тогда-то он покаж ет, кто есть кто!» Было? Было. Ставь «галочку». А вот первое го р ь ко е разочарование ге роя: «— Еланцев,— подош ел к Д е н и с ке Лы ков,— валяй на кухню . П ом ож еш ь И рине воды принести, картохи почистить, д ров, печку, коро че — как распорядится. Глав н о е — обед. Задача ясна? Э того-то уж никак не ож идал Д ениска. У него аж горл о перехватило от обиды , он не м ог и слова сказать». Еще «галочка». А вот, наконец, герой получает в о з м о ж ность проявить себя «в деле», показать, на что он способен. «— Саня, слетит! — простонал Д ен и ска .— Слетит! И в отчаянном ры вке настиг уб е гаю щ ую платф орму, вцепился в буф ер, но устоять не м ог, его рвануло, потянуло за платф ор мой, он упирался отчаянно, его м отало из стороны в сторону, било ветром ». Еще о д на «галочка» — и вот вам по лож и те льно прекрасны й д об ры й м олодец, участник ве ликой стройки. Почти как в д етской счита ло чке; ручки, н о ж ки , о гу р е ч и к — вышел славный человечек. Только «славный чело вечек» .этот есть не кто иной, ка к с ко л о к с героев «исповедальных» повестей 5 0 -х __ 60-х годов. А втор не. учел, что теперь для создания м н о го гр а н н о го характера нуж ны иные худож ественны е средства. Сейчас чи тателя уж е не удириш ь ра сска зо м о том, как герой отработал полную см ену, несм о тря на травму, или как он, презрев опас ность, вцепился р укам и в д виж ущ ую ся платф орм у, чтобы не допустить аварии. (А им енно эти два эпизода и являю тся, по мысли В. Коренева, главным и вехами в ста новлении характера его Д е н и ски ). Сейчас у ж е м ало показать, как «вкалывает», наби вая м озоли и получая производственны е травмы, ге р о й -со в р е м е н н и к; сейчас читате лю н уж ны не эпизоды с участием человека в рабочей спе цовке, а сам рабочий чело век — с его м ир о ощ ущ е ни е м , с его ра зно сторонним и внутренним и по требностям и, с ка ж д ы м его по м ы слом и чувствованием . У В. Коренева, к сож алению , получился лишь человек в спе ц о д е ж д е , д обросо вестн о исполняющ ий свои обязанности, но не ге рой, не сам обы тны й характер. Еще более прим итивно вы писаны осталь ные персонаж и. С обственно, пе рсонаж ей, ка к таковы х, в повести нет, есть д р уж н ы й «хор» м ускулисты х, ж илисты х парней, отли чающ ихся од ин от д р у го го им енем , возра стом да степенью ф и зической силы. П ро сто диву даеш ься, наскол ько неизобретате лен автор по части инд ивидуализации ха рактеров героев. Д а ж е описы вая внешний об ли к членов бригады , он оказы вается не в состоянии наделить ка ж д о го каки м и -л и бо особы м и прим етам и, ж и вы м и че рто чка ми. «С тры гин, гр о м о зд ки й , ж илисты й, ко стистый, р уки у него больш ие, ка к рычаги, и что бы б ульд озе ри ст ни надел, рукава оказы ваю тся ко р о тки » . «Ш оф е р К р А З а вы глядел настоящ им богаты рем : вы сок, ш и р о коплеч, б ол ьш е рук — под стать своем у са мосвалу». П атрин — «ш ир окопл ечи й , м у с ку листый, по д ж ары й , ка к гимнаст». «Ф е д о р Л ы кин — ко ж а да кости, а выдерж-ои и си л ы — бывает ж е так! — у о д н о го на троих». И таким бесцветны м , газетны м язы ком написано все произведение, ко то р о е даж е и повестью -то назвать неловко. С ко р е е это просто расш иренная зарисовка, м ногостр а ничны й р е п о р та ж из ж и зн и од н о й бригады . В нашей повседневной пр ои зво дствен ной ж и зн и давно уко р е н и л о сь понятие «ш турм овщ ина», ^а к вот — к своеобразной ш турм овщ и не приб егаю т и м н о ги е наши писатели-« пр ои зво дственники », пы тающ и еся н е р е д ко разреш ать подняты е проб ле мы не путем тщ ательного, угл уб л е н н о го ис следования ,■ а им енно с налета, ш турм ом . Но, ка к мы убедились на п р им е ре рассм от ренны х произведений, ш турм овщ и на и здесь остается ш турм овщ и н ой : поспешая, суетясь, авторы нет-нет да и д о п уска ю т брак, д елаю т серьезны е просчеты , губящ ие интересны е замыслы, м еш ающ и е создать пр ои зве де ни е по -настоящ ем у Значитель ное, гл у б о ко раскры ть характеры лю д ей перед н его края. В прочем , геро и рассм атриваемы х нами пр ои зве де ни й не только участники крупны х строек, не то л ько носители и п р овод н и ки в ж и зн ь идей НТР. О ни ещ е и пр осто лю ди, и, следовательно, ничто человеческое «им не ч у ж д о . У ка ж д о го из них есть то, что принято называть личной ж и зн ь ю , и у ка ж д о го эта, личная ж и зн ь склады вается по- своем у. К п р им е ру, Н иколай Васильевич (« П уск» ),' пр е ж д е чем отбы ть в Вы соцк, идет на свидание к ж енщ и не , ко т о р у ю лю бит и с ко то р о й давно у ж е б л изок. Свида-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2