Сибирские Огни, 1978, № 3
ЧЕТЫРЕ ВАРИАЦИИ НА ОДНУ ТЕМУ 177 ответственнейш ей темы — воспитание че ловека в труде? А в то р у «О бщ еж ития» в д аровитости не откаж еш ь. О н ум еет зр и м о , вы п укл о о б р и совать внеш ность геро я, «оснастить» его вы разительным и, запо м и н аю щ и м и ся д ета лями. К п р и м е р у: «М е ж д у столиков, ж а л о б н о косясь на вы пивку, пробирался удивительно зам ы з ганный м уж и ч о н ка . И в оо бщ е-то он был не вы сок, а вд об авок и горбился, словно бы кто -то ш лепнул его по обвисш ей ш ляпе, он съеж ился, да так и остался. Л ицо его п о се к ли м елки е м орщ и ны , казалось, ничто уж е их не разгладит. О н бы стро м оргал набух ш ими векам и, и в размы ты х глазах его, ка залось, навеки засты ло всего лишь од но вы раж ение — по корн ая просьба. О д н ако никто не откликался — будто ползла м им о тихая муха». Или: «У ж е два года по д р яд в тре в о ж н о й и су етливой толпе поступаю щ их появлялся щ е гольски одеты й, д овол ьно толстый, д аж е ры хлы й ка ко й -то , и весьма осто р о ж ны й ю нош а. За день он успевал побывать во всех шести институтах. Но сам не поступал ни в один. Боря Ж н ец ходил на охоту. О н ловил простаков. О д н а ко сам был всего лишь под сад ной утко й. Это ем у и зачлось, ко гд а стало явным , что покровитель его — ж у л и к Ш и р о ко го проф иля». И все-таки в главном повесть В. М ахони- на явно не состоялась. Не состоялась по том у, что автор сл иш ком огол ен но и у п р ощ е н н о показал пр оцесс превращ ения героев-тун еяд цев в тр уж е н и ко в . Н агляднее всего это м о ж н о проследить на пр им е ре ж и зн е н н о й судьбы Н икиты Ф е клю н и н а . По а вторско м у замы слу, это наиболее слож ны й в п си хол огич еском отнчш ении характер. И звестны й скри па ч, некогд а вы ступавш ий с сольным и кон цер там и , Ф е кл ю н и н постепен но спился» утратил проф ессиональны е навы ки, а затем и воо бщ е о б л и к человеческий. И вот бы вш ий «маэстро» в бригаде строите лей. Вначале он ведет себя в соответствии со своим и пр о чн о укоре ни вш и м и ся д у р н ы м и привы чкам и : клянчит на вы пивку, пьет у кр а д ко й од е ко л о н , соглаш ается за стакан в о д ки быть на по б е гуш ка х у Бори Ж неца. Но, получив две-три д о б ры х нахлобучки от членов бригады , Н икита по не м но гу начинает ш евелиться, втягивается в работу. И тогда товарищ и по б ри га д е реш аю т сделать ем у сю р п р и з: разы скать некогд а пр опитую им скр и п ку... Д альнейш ее у ж е м о ж н о б ез тр у да предугадать: ко н е чн о ж е, с кр и п ка будет найдена, ее торж ествен н о вручат ош ел ом ле нн ом у «маэстро», и тот, с трепето м пр и коснувш ись к струнам , снова почувствует себя сп о соб ны м приносить лю д ям ра дость... Трогательно, «волнительно», что и говорить, но н асколько все это неново, за тасканно, старом о дн о. (С разу вспом инается давниш ний ф ра нцузский ф ильм с участием Ж ана М арэ, гд е все было, ка к и в истории Н икиты Ф е кл ю н и н а , с той лишь разницей, что геро й В. М ахонина — скрипач, а герой Ж ана М арэ — пианист). Но главная беда, что во всей этой истории труд -то , собствен но, оказался ни при чем. С лож ны й, затяж - 12 Сибирские огни № 3 ной, в чем -то д аж е м учительны й процесс втягивания человека в тр уд о в ую деятель ность, возвращ ения его в «сем ью лю дей» оказался подм ененны м красивой, сенти м ентальной сказочкой . К ак видим , стрем ление разреш ить с л о ж ный конф ли кт с маху, с ходу к д о б р у не приводит. И тем более д осадно, когд а объ е кто м такого б еллетристического наскока становится важнейш ая, известная всей стра не стройка. В ладимир Коренев у ж е в первы х ж е строках сообщ ает читателю, что действие его повести «Дениска», происходит не где- нибудь, а на «самом» БАМ е. Но читая по весть дальше, убеж даеш ься: Б АМ у В. К о р е нева играет роль пр им е рн о ту ж е, ка кую играл чеховский генерал на свадьбе. И бо никаких чисто «бам овских», связанных со специф икой строительства этой уникальной1 магистрали пр об лем мы здесь не находим. Герои повести на всем ее протяж ении заним аю тся д елом весьма заурядны м : за сы паю т и м онтирую т вручную тупик для р а згр у зки эшелонов с техникой. Вполне по нятно — и БАМ не обходится без руч но го труда, и на БАМ е, кр о м е сверхм ощ ны х эк скаваторов и самосвалов, ещ е в ходу и ло пата, и кайло. Но, честное слово, если бы герои В. Коренева засыпали тупик не на БАМ е, а гд е-нибуд ь на захолустной стан ции, от этого реш ительно ничего бы не из м енилось. П о ско л ьку БАМ здесь — просто вы веска, реклам а, под ко то р о й автор «уп рятал» д овольно банальную , заурядную сю ж е тн ую колл изию . М о лод ой парень, по специальности м онта ж ни к, рвется на строй ку, а е го отряж аю т в пом ощ ь поварихе, и тогда Д ен и ска сам овольно сбегает с кухни, чтобы доказать, что и он м ож ет работать наравне со всеми, и, кон ечн о ж е, д о ка зы вает. Согласитесь, все это не б ог весть как оригинально и свеж о. Но дело, р а зум ее т ся, не в сю ж ете. И звестно, что д аж е самый избитый сю ж е т м ож ет заиграть и забле стеть, если его «д виж ущ им и силами» будут интересны е, сам обы тны е характеры , если этот сю ж ет будет «нагруж ен» сер ьезны м и , актуальными проблем ам и. Увы, в повести В. К оренева нет ни того, ни д р у го го . Начать тут н уж но с главного героя, по имени ко то р о го и названа повесть. А втор задумал нарисовать характер м о л о д о го че ловека, м уж аю щ е го в трудностях, пр он и каю щ егося постепенно сознанием своей причастности к больш ом у, общ егосуд ар ст венном у делу. Задача сама по себе сто я щая, но писатель ка к-то не учел, что решать ее надо на соверш енно ином уровне, не ж ели тот, ка ко й был 15— 20 лет назад, в по ру расцвета «исповедальной прозы ». Д а, им енно м ногочисленны е п р о и зв е д е ния этой некогд а м од ной «волны» приходят на память, ко гд а читаешь повесть В. К о р е нева. Хотя «Д ениска» написан от третьего лица, хотя исповеди как таковой в нем нет, все равно тож д ество здесь налицо, п о ско л ь ку сама м етод ика «сооруж ения» п о л о ж и тельного характера у В. Коренева точь-в- точь такая ж е, ка к в «исповедальных» пове
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2