Сибирские Огни, 1978, № 3
174 ВЛАДИМИР ШАПОШНИКОВ ковыристые»... Взять, к пр им е ру, того ж е Ш ергова. На первый взгл яд ; д и р е кто р Вы соцкого завода пр оизводит впечатление человека отсталого, закосн евш е го в своих привы чках. В повести это по д че р кн уто м ел кой, но весьма вы разительной деталью . Когда Н иколай Васильевич прибы вает в Вы- с о ц к и встречается после д о л го й ра злуки с Ш е р го вы м (оба когд а-то учились вместе в о д н ом институте), ем у сразу бросается в глаза нелепый старом одны й галстук,^ ко то ры м Ш ергов украсил себя: «...тонкий, че р ный, закрепленны й под в о р о тн и ко м на р е зиночке, на его поле м асляной краско й нарисована тоненькая пальма и две зи гза гооб разны е линии, и зо б р а ж аю щ и е м о р ски е волны. Н иколай Васильевич и пр е ж д е видел такие галстуки на периф ерии, знал, что их привозили ка к сувениры с ю ж ны х горо д о в, и они всегда вызывали у него у см еш ку сво ей трогательной безвкусицей». О тсталым провинциалом вы глядит Ш е р го в и на ра бо те: на оперативках он мелочится, кричит, срывая голос, на подчиненны х, стучит ку лаком по столу. Но оказы вается, этот п р о винциализм имеет гл уб о ки е нравственны е истоки. Ш е р го в по то м у и «жм ет», и давит на всех, что ор га ни че ски не терпит халтуры, разгильдяйства; это од ин из тех лю д ей, к о торы е привы кли в л ю б о м деле р уко в о д с т воваться п р е ж д е всего чувством долга, со вестью . И не случайно, невзирая на все чу дачества, «заскоки» и д аж е груб ы е пром ахи, д опуска ем ы е в работе, Ш е р го в пользуется у рабочих о гр о м н ы м авторитетом . Пусть он где-то отстал, измельчал, утратил пе р сп е к т и в у— это все поправим о. Но вот найдется ли д р уго й человек, так б олеющ ий за свой завод, так строго спраш ивающ ий с лю дей за ка ж д у ю гайку, за ка ж д ы й болт,— это ещ е вопрос. И м о ж н о понять Н иколая Ва сильевича, когд а он решает... не приним ать н и ка ко го реш ения, оставить все ка к есть, дать таким о б р а зо м Ш е р го в у в озм ож н ость сам ом у «поправить» себя, сделать р ы в о к в своем проф ессиональном росте. В ообщ е говоря, линия Ш е р го в — Н иколай Васильевич наиболее четко прочерчена в повести, наиболее интересна ка к в худ о ж ественном , так и в чисто познавательном , «прикладном » плане. П отом у что автор ста вит здесь пр об л ем у истинно государствен ной важ ности: стоит ли о д н ов ре м ен но с техническим п е р е в о о р уж е н и е м пр ед пр ия тия менять и сам о р уково д ство п р е д пр и я тия, избавляться не только от устаревш ей техники, но и от м орально «устаревших» руководителей? В опрос, ка к мы убедились, не такой у ж и простой,' и право, не было бы в том больш ой беды, если бы автор данным воп росо м и ограничился, «зам кнув» на нем весь сю ж е т повести. Но И. Герасимов рассудил по -и но м у: фи гурально вы раж аясь, он реш ил провести по сю ж етной « узко ко л е й ке » целый тяж еловес ный состав, д овер ху гр уж ен ны й пр об лем а ми ра зн ого плана и предназначения. В свя зи с чем в повести появляю тся и м н о го чи с ленные носители этих проблем , ка к-то : на чальник стройтреста Ежов, ниспровергатель старых, отж ивш их м етодов руковод ства; д е ловая ж енщ ина Наташа Латышева; «ж е лез ный м альчик» А нд р е й Р изодеев, создатель не м енее «ж елезной» теории о том , что технический п р огресс « ко р е н ны м о б р а зо м преоб разует и сам ого человека»; началь ник цеха Ельцов, б е зн а д е ж н о отставш ий от соврем енной техники и ж и зн и , но зато всей д уш ой пр ики пе вш и й к р о д н о м у завод у; я, наконец, сам отец «ко см и зи р о в а н н о й техни ки» пр оф ессо р П оповский, ко то ры й хоть и ум ер, но постоянно возникает в в о сп ом и на ниях и р а згов о рах героев. П ри че м автор ка ж д о м у дает в о зм о ж н о сть вы говориться, излож ить свои взгляды , св ою то чку зр е ния... «— ...Ты в ка к о м веке ж ивеш ь? О гл я нись...»— говор ит Л еонид К ириллович Ежов своем у «вечном у оппоненту» Ш е р го в у .— «Я ведь знаю , что ты м еня д ел я гой зовеш ь. А я не деляга, а деловой человек... К р и к у ны и руком ахатели н и ко м у не нуж ны . Ты загляни ко м не в трест. Ребята у м еня по д об раны м оло ды е, кр е п ки е . М о зго в о й центр, штаб. О б НОТе то л ь ко за го в о р и л и — а он у м еня есть, начался с п о р о со ц и о л о га х— а у м еня они у ж е работаю т. Вычисли тельный центр есть. Л або ратор ия автом а ти за ц и и— пож алуйста. И д ем в н огу со врем енем . И от всех этих м е р о пр и я ти й р е зультаты им еем . Ну, деляга я или нет?..» А вот д р у го й м о н о л о г — начальника цеха Ельцова, ко то ры й то ж е ж а ж д е т поним ания и сочувствия: «— Да, знаю , знаю , что ска ж е те : не ум еете работать ритм ично, так и сидите сут кам и в цехе. А м ож ет, не п о то м у сидим ? М о ж е т, я только этим и м о гу св ою д уш у на полнить, а больш е для м еня и нет ничего. Я в о тп у с к уй ду, весь истом лю сь и раньш е ср о ка назад пр иб егаю . Телевизор м не ваш ну д о фени. А вот в цехе для м еня все спл ош ной интерес — от гаечки, от б олтика д о судьбы че ловеческой. М о ж е т, мы и ч о к нутые на работе, н о -б е з нее, сер д е чн ой , нет у м еня ну ничегош е ньки , н и ка ко й ж и зн и и ни радости». «Ч еловеческая мысль, стрем ясь познать пр ир од у, так приблизилась к ней, что пе ред лю д ьм и откры лась н еод н оро д но сть о к р у ж а ю щ е го м ира, в нем явно обозначились три относительно сам остоятельны е области: м и кр о -, м а кр о - и м егам и р. Д о сих п о р че л о век получал все — пищ у, м атериалы для о д е ж д ы и ж илья — из зе м н о го м а кр о м и р а , человек был зем лян и но м , геоце нтри стом , но теперь об н а р уж и л , что сущ ествую т ещ е два новы х мира...» А это у ж е подает голос Ю р и й С ергеевич П оповский. С по ру нет, слушать героев И. Герасим ова интересно: что ни м о н о л о г — новая пр о б л е ма, а то и целая гипотеза. Но, во-первы х, таких м он ол о го в в повести, п р я м о ска ж е м , м ноговато, а р и тори ка и ре зо н е р ств о , как известно, ещ е ни о д н о м у автору не сосл у ж или д о б р у ю служ б у. (Н е д а р о м Д о б р о л ю бов всегда и рони зи ро вал над пр о и зв е д е ниями, в ко то р ы х «каж д ая страница бьет на то, чтобы вразум ить читателя»). В о-вторы х, больш инство поставленны х авторо м п р о б лем разреш ается не в действии, не ч е р е з поступки героев, а за столом , п р и ч е м д аж е не за кр у гл ы м столом , где обы чн о о б с у ж даю т разны е д еловы е вопросы , а за бан
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2