Сибирские Огни, 1978, № 3

Владимир Шапошников ЧЕТЫРЕ ВАРИАЦИИ НА ОДНУ ТЕМУ О том , что рабочая, или ка к ее ещ е на­ зы ваю т, пр ои зво дственная тем а н е и м ов ер­ но труд на, нелодатлива, подчас просто не­ благодарна, писали м н ож еств о раз. Это у ж е стало пр о п и сн о й истиной. Не раз критика пыталась разобраться и в д р у го й стороне этой пр о б л е м ы : по чем у им е н но так плохо поддается худ о ж е ств е н н о м у осво ен ию ра­ бочая тема? Не раз возникал и спо ры , поче­ м у у со в р е м е н н о й пр ои зво дственной п р о ­ зы ку д а м еньш е д остиж е ни й , чем , ска ж е м , у п р о зы д ере венской ? В спом ним хотя бы не столь д а в н ю ю д и скусси ю на страницах «ЛГ» о «гранях рабочей темы»... Н ельзя сказать, чтобы все эти спо ры и д искусси и прош ли бесследно. П ро извед е­ ния послед них д вух-трех лет, посвящ енны е ж и зн и р а б о ч е го класса, свидетельствую т, что писатели действительно стрем ятся ис­ следовать те сл о ж ны е процессы , ко торы е пр ои сход ят в наш ем с о в р е м е н н о м соци ал и ­ с ти ч е ско м производстве, осо бенно в таком е го в а ж н о м звене, ка к человек и коллектив, человек и его дело. И все ж е, читая од ну за од н ой м ногочи слен ны е пр ои зво д ствен ­ ные повести, испы ты ваеш ь, ка к правило, ра­ зочарование: р е д ко , край н е р е д ко встре­ чаешь среди них такую , котора я бы по-на­ стоящ е м у захватила тебя, дала бы пищ у для сер ье зн ы х разд ум ий... О бъясняется это, ес­ тественно, м н о ги м и причинам и, но все ж е есть в наших производственны х повестях и ка ки е -то общ ие, типические, что ли, пр о м а ­ хи, м еш ающ и е писателям «ухватить» эту тр у д н у ю тем у, д остой но воплотить ее в ка р ­ тинах и образах. П опы таем ся разобраться, в че м тут дело, и обратим ся с этой целью к ч е ты р е м повестям , вы ш едш им в свет по­ чти о д н о в р е м е н н о : «П уск» И. Герасимова («Н овы й м ир», 1976, № 6), «Черная» суб бо­ та» В. Гринера («Север, 1976, № 1), «О бщ е­ ж итие» В. М ахонина («М осква», 1976, № 6), «Д ениска» В. К оренева («Дальний Восток», 1976, № 6). Повести эти, на первый взгляд, им ею т м а­ ло че го общ е го м е ж д у соб ою , так ка к о р и ­ ентированы на различны е участки п р о и з­ водственной ж и зн и (одна — о м еталлургах, д ругая — о шахтерах, третья — о строите­ лях, четвертая — о БАМ е). О д н ако в каж д ой из них ставится, по сути, одна и та ж е п р о б ­ лема: авторы стрем ятся показать, ка к уча­ стие человека в больш их делах м еняет и его духовны й строй, ка к научно-техническая ре волю ци я «р еволю ционизирует» в ка ко й - то степени и сам у д уш у наш его со в р е м е н ­ ника, откры вает в нем такие духовны е р е ­ зервы , о ко то ры х он д а ж е не подозревал. То есть по сущ еству четы ре названны х нами повести вполне м о ж н о рассматривать ка к четы ре варианта одной и той ж е темы. Герой повести Иосифа Герасимова «П уск» — ответственны й ра б отн ик м ин и ­ стерства — едет в ко м а н д и р о в ку в неболь­ шой пром ыш ленны й го р о д о к Вы соцк. Цель ко м а н д и р о в ки — разобраться, по чем у на м естном м еталлур ги че ском заводе н и ка к не м о гут пустить новый, оборуд о ван ны й по послед нем у слову техники цех. П рибы в в Вы соцк, Н иколай Васильевич с р а зу устанав­ ливает главную причину за д е р ж ки : на заво­ де не хватает квалиф ицированны х кад ров, и п р е ж д е всего среди р у ко в о д ящ е го п е р ­ сонала. Д и р е кт о р завода Ш е р го в й его б лиж айш ие по м ощ н ики работаю т по ста­ ри нке, их знаний недостаточно, чтобы с о ­ владеть с «косм изированной» техникой вто­ рой половины двад цатого века. Что ж е с ним и делать? Снять и зам енить д р уги м и , м олоды м и, энергичным и, более знаю щ и ­ ми? Или подож дать, дать им квалиф и цир о­ ванных п о м ощ н иков , научить работать по- новому? Ситуация, ка к видим , самая что ни на есть «энтээровская», и вопросы , ко то ры е подни­ мает И. Герасим ов, очень непросты е, «за-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2