Сибирские Огни, 1978, № 3

172 ет память, рекультивацией. Бульдозерам и и экскаваторам и плод ородны й слой сгребаю т в больш ие курганы , начинается вы ем ка р у­ ды или угля, а когд а карьер полностью вы­ работан, его засыпаю т сначала «пустой по­ родой», кам ням и, а потом насыпаю т слой зем ли из кургана-склада. И на м есте карье­ ра вновь зеленеет трава, а если хотите, то и ф руктовы й сад или огород... В. В. ПУХНАЧЕВ: Решается и проблем а загрязнения водоем ов сточным и водами: очистные соо руж ен и я, зам кнуты е техноло­ гические циклы... Ну, а против «м отор изо­ ванного» браконьера... А. Т. ЧЕРНОУСОВ: А «м оторизованном у» б ракон ьер у надо противопоставить, ко н е ч­ но ж е, не м енее, а более «м отор изованно­ го» егеря, ры б над зор. Помните, ка кую па­ нику сре д и б раконьеров в «Ц арь-рыбе» Астафьева вызвало появление у ры бохраны новых бы строходны х судов? А слух о том, что суда эти будут оснащаться приборам и ночного видения, по верг лихих б раконьеров просто в уны ние. Я ны неш ним летом был свидетелем того, ка к в п о д об н ое уны ние впали ры б аки -б ракон ьеры той деревни, где я отдыхал, от од н о го только слуха, что на в о о руж ен и е ры б инспекции поступил верто­ лет. Ведь от вертолета никуда не у кр о е ш ь ­ ся, с него ж е видно все, ка к на ладони... Ну, а что м о ж н о противопоставить м ощ ной истребительной технике лесозаготовите­ лей? Да, во-первы х, более вы со ко го класса лесовосстановительную технику, а во-вто­ рых, лесовосстановительны е работы на ба­ зе научных реко м енда ций , такие работы, чтобы не гибли саж енцы , чтобы на к у б о ­ м етр сваленного леса прирастал кубо м е тр , а ещ е лучш е — полтора-два кубо м е тр а восстановленного леса. К ак видим , выход опять ж е в том, что с негативными послед­ ствиями НТР н уж но бороться средствам и НТР... Или давайте возьм ем пр об л ем у уп­ равления труд овы м колл ективом , о чем мы у ж е упоминали. Разумеется, руковод ить «рассуж дающ им и», ка к мы их назвали, вы­ сокоо бр азо ванны м и и кри ти че ски мысля­ щ ими рабочим и нелегко. Но и здесь выход в то м ж е, клин, ка к говорится, н уж но кли­ ном и вышибать. Если хочешь быть настоя­ щ им руковод ителем , будь д о б р поспевай у за своими подчиненным и, расти проф ес­ сионально и духовно. В спом ним хотя бы пьесу И. Д в о р е ц ко го «Человек со сторо­ ны». С колько она вызвала спо ров! А поче­ му? Д а потому, дум ается, что нам не хва­ тает энергичных, деловы х руководителей. А начальник цеха Чеш ков в этой пьесе именно такой руководитель. И все ж е сей­ час, по прошествии н е ко то р о го времени, видны и некоторы е слабые стороны этого образа. Ч еш кову, на м ой взгляд, не хватает, каки м это ни парадоксальны м м о ж е т пока­ заться, им енно деловитости. Его не инте­ ресует ни настроение подчиненны х, ни их самочувствие, он о т ' подчиненны х требует дела и только дела. Не меш ало бы нашим Пеш ковым раз и навсегда уяснить, что пр о­ являть внимание к «эм оциям » работни- ков — вы годно для производства, для по­ вышения производительности труда. Тем более, что это вним ание к человеку в ус­ КРИТИКА. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ловиях социалистической системы совпада­ ет с нашей кон ечн ой гум анной цел ью : все во имя человека, все для блага человека. В. В. ПУХНАЧЕВ:. П ри всем уваж е ни и к вы соко м у проф ессионал изм у Ч еш кова, к его чувству ответственности за п о р уче н н о е дело — м не то ж е труд но отдать б е зр а з­ дельны е симпатии «человеку со стороны ». Э том у о б разу явно не достает «о бъ ем но­ сти». В частности, м не не удалось об н а р у­ ж ить в нем ни о д н о го проявления чувства ю м ора, а тем б олее сам оиронии, б е з чего трудно, на м ой взгляд, обойтись р у ко в о д и ­ телю . Что ж е касается вним ания к эм оци я м подчиненны х, то здесь я по лностью р а зд е ­ ляю вашу то ч ку зрения. Д о б а в л ю лишь, что, ка к показы ваю ^ исследования наших социол огов, самы й лучш ий, эко н о м и че ски обоснованны й план работы цеха, завода или пр ои зво д ствен н ого об ъ ед инения м о­ ж е т оказаться неосущ ествим ы м , если при его реализации не учитывается так назы ­ ваемый «человеческий ф актор». И отрад но отметить, что наша литература не п р о п у ­ стила м и м о и эту пр об лем у, в частности ка к раз об этом пьеса Валентина Ч ерны х «Д ень приезд а — день отъезда» (ки н о ­ фильм «С обственное м нение»). С ам ге р о й пьесы — психолог М ихаил П етров, ра б о ­ тающ ий на завод е эле ктро нны х пр иб ор ов, немы слим в «доэнтээровские», так ска­ зать, врем ена, ещ е недавно это показалось бы вы д ум кой . Есть в пьесе и энергичны й начальник цеха П р о ко п е н ко . Н астойчивое и гн орирование П р о ко п е н ко этого сам ого '«че л ове ческого элемента» привод ит к сб о ­ ям в работе цеха. П сихолог р е ко м е н д у е т д и р е кто р у завода снять П р о ко п е н ко . Н еож и д ан н о д ля у че н о го д и р е кто р пр е д ­ лагает ем у остаться на заводе навсегда, организовать ла бораторию , ра звернуть ис­ следования. П р о ко п е н ко ж е лучш е побы ть главным те хн о л о го м : не ум еет работать с лю д ьм и — пусть работает с м аш инам и. A. Т. ЧЕРНОУСОВ: О д н и м словом , Влади­ слав Васильевич, несм отря на наши р а с х о ж ­ дения по частностям , мы, д ум аю , в о бщ ем все ж е приш ли к ед и н ом у м н ен ию , к том у, что вещ ание «кон ца света» от научно-тех­ нической р е волю ци и для нашей литературы тема бесперспективная. В то м -то и состоит наше пр еи м ущ ество по сравнению с Запа­ д ом , что если там НТР — нечто вро д е не­ управляем ой стихии, то мы с нашей плано­ вой систем ой способ ны управлять НТР, на­ правлять ее в н у ж н о е русло, преум еньш ать ее отрицательны е последствия. B. В. ПУХНАЧЕВ: П олностью согласен с вами. Х очу то л ько добавить, что и сам а л и ­ тература в чем -то, видим о, д о л ж н а м енять­ ся под возд ействием НТР. Бурны й научно- технический п р огресс не м о ж е т не п о б у ж ­ дать литераторов к новаторству в сам ом ш и р о ко м смы сле слова, в том числе, оч е­ видно, и в области ф ормы . А. Т. ЧЕРНОУСОВ: Н есом ненно. Быть с в еком наравне и по ф ор м е и по с о д е р ж а ­ нию . пом огать партии и наро д у решать проблемы , п о р о ж д а е м ы е НТР, и реш ать их средствам и сам ой ж е НТР — вот б л а го р о д ­ нейшая задача нашей худ ож ествен н ой лите­ ратуры .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2