Сибирские Огни, 1978, № 3
КРИТИКА. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. 171 да я читаю пр ои зве де ни я, в ко то р ы х чув ствуется тоска по «избяной Руси», я всегда вспом инаю Есенина. Ведь о н ещ е полвека том у назад и, у б е ж д е н , с го р а зд о больш ей силой, вы сказал в своих стихах и поэм ах эту са м ую грусть о «Руси уходящ ей». О д н а ко он распрощ ался с «избяной Русью» окон ча те льн о и навсегда и приш ел к по ни м анию н еи зб еж н ости, более того — необ ход им ости Руси об новленной, Руси индуст риальной. И вот полвека спустя после Есе н и н а— опять тоска, опять «прощ ание», только, ка к м не каж ется, у ж е без этого е се н и н ско го поним ания н еоб ход и м о сти Ру си индустриальной... В. В. ПУХНАЧЕВ: Д о п у с ка ю , что ка ко й -то перехлест, ка ко е -то заострение в повести «П рощ ание с М атёрой», вероятно, есть. О д н а ко не заклю чен ли в этом заострении, в этом «пере бор е» гл уб о кий смысл? Не ставит ли тем самым автор пе ред нами, читателями, пр о б л е м у б езд уховности, не говор ит ли он нам, что человек в полном смы сле слова не м о ж е т быть без «малой родины », без р о д н ой избы , б ез д ере вен ь ки, ко то р ы е его вскорм и л и и взрастили, б ез м огил, гд е по хоро не ны предки?! Не утв е р ж д а е т ли автор, что человек д уховн о пуст, если оторвался от всего этого? П ом ните ф разу Д ар ьи, ска за н ную м оло ды м м атёри нцам : «Тут не приросли и нигде не прирастете...»? И вот п о с ко л ь ку такой от ры в от «кор не й» налицо, с ка ж е м , во внуке Д ар ьи А нд р ее, п о с ко л ь ку налицо отсутст вие душ и в м оло ды х лю дях, то тут о п рав даны и ап окалипсические картины и апо кали пси че ские слова. Гибнет душ а чело века, гиб нет и сам человек...^ Д л я меня, наприм ер, такой «малой ро ди ной » является не то л ько го р о д Н овоси б ир ск, но и село С пирино. И ко гд а говорят о С ибири, м не вспом инается пр е ж д е всего спиринский ленточны й бор, б ерезовы е ко л ки , об ской плес, острова в зарослях об лепихи и с м о ро ди ны (к слову, острова эти постигла та ж е участь, что и остров М атёру). Н асколь к о б ед не е была бы ж и зн ь б ез по д обны х в оспом и на ни й ! А. Т. ЧЕРНОУСОВ: Насчет того, что нали чие 1 В че ловеческой душ е памяти о «малой родинё» делает человека д уховн о богаче, я согласен. Да вот только насчет «отрыва от ко р н е й » не согласен. У беж д ен , что ни ка ко го отры ва в действительности никогда не случается. Ч еловек всегда ж ивет как бы в трех врем енах: в прош лом , настоя щ ем и б уд ущ е м . П р о ш л о е— это память о д о м е , в ко то р о м родился и в ко то р о м пр ош ло детство, память о д е д уш ке и ба б уш ке , о матери и отце, словом , те самые ««горни» и есть. С ко л ь ко раз мне, напри- !м ер, приход илось наблюдать такую карти ну. Едут в трам вае утр о м рабочие на за в о д — и о чем говорят? О погод е, о видах на уро ж ай , о том, что снег упал на талую зе м л ю — это хорош о, зем ля б уд е т по вес не влажная, пропитается талой в од ой . О т куд а это в них, д авны м -давно «оторвавш их ся» от деревни, от крестьянства?.. «Я по м н ю ,— говорил Будда,— что м ириады лет |т о м у назад я был ко зл е н ко м » . Это и зр ече ние, если подойти к нем у с точки зрения совр ем ен но й генетической теории, потря сает своей глубиной. Вот ведь как, о ка зы вается! В нас не только д ер е в е н ско е п р о шлое, отец с м атерью , д ед уш ка и бабуш ка ж ивут, в нас ещ е пращ ур-то наш волосатый ж ивет. Все мы, сейчас ж ивущ ие, тысячами невидимы х нитей связаны с наш им кресть янским прош лы м , и д аж е более д алеким прош лы м — вплоть д о наш его д оисториче с ко го предка. Так какой тогда м о ж е т быть р а зго в о р об отры ве от «корней»? Писате- ли-«деревенщ ики», которы е в основном -то и тревож атся по поводу «отрыва», п о -м о е му, сл и ш ко м буквально, сл иш ком ф изиче ски, что ли, поним аю т эти самые «корни». М ол, если родился « вы рос в деревне, то д о л ж е н и пр ож и ть тут всю ж изнь. Та ж е Д ар ья махнула р уко й на своего внука, мол, оторвался от д ед овской зем ли, от М атё ры,— значит, пропащ ий человек. На сам ом ж е деле где бы ни был А нд р ей , на ка ко й строй ке ни будет он трудиться, бабка Д арья, ка к и вся М атёра, будет ж ить в нем, ибо все это он впитал в себя с м ол о ко м м атери. Ни о какой, следовательно, духовной ущ ербности в этом смы сле и р а з говора быть не м ож ет. «Вещизм», стандар тизация, о чем мы с вами говорили,— это да, это опасны е для человеческой душ и явления. Но не отры в от «корней». Н и ка кой гибели душ и при пе рем ене места ж и тельства не происходит. В. В. ПУХНАЧЕВ: Я гляж у, А натолий Тро ф им ович, вы ц ел иком не приним аете идеи повести «П рощ ание с Матёрой»... А. Т. ЧЕРНОУСОВ: Нет, не цел иком . Там, где автор обруш ивается на головотяпство, д оп ущ ен но е при строительстве нового по селка,— там я полностью с ним солидарен. Д ействительно, разве нельзя было по сове товаться с «затопленцами», где поставить для них новый поселок? Н ельзя бы ло с п р о ектировать его пож ивописнее, м о ж е т быть, в чем -то п о хо ж и м на затопляем ую Матёру? Нельзя бы ло залож ить в пр оекте уд об ны е од ноэтаж ны е дом а и стайки для скота? Нельзя было перенести кладбищ е, на ко т о р о м покоятся пред ки м атёринцев, по бли ж е к н овом у поселку? Все это, ко н е чн о ж е, м о ж н о бы ло сделать — при ны неш нем -то уро вне пр о е ктно -и зы ска те л ь ско го м астер ства, с ны неш ней-то строительной техникой и м ощ ны м и транспортны м и средствам и!., воо бщ е, ка к м не каж ется, не вещ анием но в о го «конца света» заниматься надо, а б о р ь бой с отрицательными последствиям и НТР. П ричем литература, по м о е м у тверд ом у у б е ж д е н и ю , д олж н а прид ерж иваться той точки зрения, что б ороться с отрицательны ми последствиям и НТР н у ж н о средствам и сам ой ж е НТР. Что, кстати сказать, и п р о исходит в реальной ж и зн и . Вот возь м е м та кую проб лем у, ка к уро д о ван ие зем ли при откры ты х разработках полезны х и ско па е мых. Глубокие карьеры , ко то ры е остаю тся на м есте вы работок,— это ка к ш рамы на те ле зем ли, почти незаж иваю щ ие, незара стающ ие. Так вот, оказы вается, если п р и з вать на пом ощ ь м ощ н ую сов р е м е н ную технику, пр об лем у м о ж н о реш ить. Я видел по телевизору фильм, ко то р ы й порадовал меня. Называется это, если м не не и зм ен я
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2