Сибирские Огни, 1978, № 3
САВВА ЛУКИЧ ВЛАДИСЛАВИЧ-РАГУЗИНСКИИ 165 ском п о со л ь ско м д в о р е разреш алось по строить цер ко в ь, а та кж е оставить четы рех учеников для овладения китай ски м и м ань ч ж у р с ки м язы кам и. Что касается р а згр а н и чения, то пр ин ци п е го («Uti possidetis») Владиславич и зл о ж и л ф о р м ул ой : «Д а вла дею т об е и м пер ии всем тем , че м ныне владеют, б ез приб авки, ни ум аления». Ки тайская сторона поначалу полностью пр и няла пр о е кт, но спустя два дня отклонила принцип «Uti possidetis», лиш ний ра з по д твердив св ою «шатливость». М и н истры заявили: — То мы говор ил и от себя и тебя теш и ли, а ханское величество на то не согла сился. П оследовал ре зо н н ы й у п р е к Саввы Л у кича: — Какие вы м инистры — что делаете, от того отступаете. Сие водитца м е ж д у - б ез дельным и лю д ьм и, а не м инистрам и. На од н ой из последних конф ере нц ий м и нистры заявили: — О ко н ч и м здесь пр очи е дела и за кл ю чим трактат, в ко т о р о м напиш ем : когд а ты на грани це о кон чиш ь дела по наш ему, то и прочие дела пр ои зве дутца в действо. В итоге п е ки н ски х пе р е го в о р о в был с о г ласован текст б у д ущ е го д о го в о р а за и ск лю чением статей о разграничении. Этот пункт об е стороны реш или оф орм ить на границе, пр ичем Владиславич заявил, что он не отступится от принципа «кто чем владеет». 19 апреля богды хан дал чрезвы чайном у посланнику п р ощ ал ьную аудиенцию . — Я тебя принял с радостию ,— обратил ся богды хан к посланнику,— а ко гд а ты в П екине был болен, я печалился, п о не ж е я имею та кую склонность с Р оссийскою им- периею вечную д р у ж б у и м ир иметь, ка ко в ую твоя и м пер атр ица имеет. Владиславич, то н ко польстив восточной горд ости богды хана, отвечал: — Ваше и м п е р а то р ско е величество вы лечили м еня от б олезни, вылечите ж е от печали: повелите, чтоб дела, представлен ные чр е з м еня и не о кон че нны е в П екине, окон че ны были на грани це и чтобы п р е ж д е всего караван, давно у ж е на границе о ж и д ающ ий повеления, п р оп ущ ен был сюда. Б огды хан заявил, что для печали нет ос нований, ибо он посылает «на границу д о б рых м инистров, ко то р ы м велел праведны м по сред ством все окончить». С д в ум я «д об ры м и министрам и» Влади славичу у ж е д овод и лось встречаться. О д ним из них был Тулиш ен, д р уго й — граф Л онготу, д яд я богды хана, человек, по з а к лю че нию Владиславича, «скуд оум ны й , но крайне горды й». Третьим был Цы рен-ван. П осольство выехало из П екина 23 апреля 1727 года и д остигл о пограничной ре чки Буры в сер ед ин е ию ня. У Владиславича бы ло д остаточно вре м е ни , чтобы привести в систем у свои наблю д ения о ж и зн и пе ки н с ко го двора, о внутр енне м по лож е ни и Ки тая, обы чаях народа и пр.— в последние н е скол ько нед ель пе ред отъ е зд ом из Пе кина ем у и посольству была предоставле на, н аконец, своб од а общ ения. Н аблю де ния, ко то р ы е Владиславич п о зж е изло ж ит в специальной записке для правительства и в д онесениях И ностранной коллегии, об наруж иваю т в- авторе литературны й талант и проницательность, ум ение бы стро при мечать все, что, ка к ем у казалось, будет по лезны м для России. Наметанный глаз опы тного ком м ерсанта Владиславича заметил поразивш ие е го обы чаи, царивш ие в торгов о м м ире Китая. К уп цы, записал он, «во всем никогд а правед но не поступаю т и стараю тся ка к непра ведно взвесить и тем д р у г д руга обм ануть, и м е ж д у ними нет на то запрещ ения, ни стыда. Д р у г д р у гу не и м е ю т они ника ко го кредита, и никто нико м у д енег взаем не дает, по не ж е заем ны е письма на их суде не им ею т н и ка ко го действа». И нтересны сведения о ж и зн и п е кин ского двора. Ж естокий деспот Ю нч ж е н ж ил в постоянном страхе и по д озр ении — «пре великой суспеции», повсю д у ш ны ряли ш пи оны. «От двадцати четырех ево братьев т о км о три в кредите, а протчие некоторы е каж нены , а некоторы е под ж е сто ки м аре стом». П оражала чрезм ерная ро скош ь д во ра и крайняя нищета населения. «Хан те шится сре б ро лю б и ем и дом аш ним и ч р е з м ерны м и забавами». Правитель Китая ж ил в и л л ю зо р н о м м ир е: «Н икто из министров не см еет говорить правду, все старые м и нистры почти отставлены ка к воинского, так и статского чина, а вм есто их собрано м олоды х, ко торы е тешат его полезны м и репортам и и непрестанною стрельбою , пу ш е чн ою и о р уж е й н о ю , ко то р ую будто е к- зер ц и ц и ю кр у го м П екина повседневно чи нят, а более для устраш ения народу и свойственников, дабы не бунтовали». П ереговоры на ре чке Буре начались 23 ию ня. О д ну конф ере нц ию см еняла д р у гая, то в шатре Владиславича, то у Л онготу, а сдвигов в переговорах — никаких. Л онготу в своих территориальны х дом огательствах д але ко превосходил требования, предъяв лявш иеся Владиславичу в П екине, и неиз м енно твердил: — Что в П екине делано и говорено,— до того м не дела нет. Коллеги Л онготу ’ м н о го кр а тн о наблюда ли, ка к он, будучи загнанным в у го л д о в о дами Владиславича, не м о г ничего возра зить и лишь краснел и отдувался. Сначала они втихом олку подсмеивались над дядей богды хана, а затем стали вы раж ать недо вольство: — Что нам делать, когд а богды хан по лож ил такое пр евел икое д ело на д ур а ка и бездельника. Савва Л уки ч терялся в д огад ках; почем у богды хан в самый последний м ом ент в о з лож ил р уково д ство делегацией им енно на Л онготу, тогда ка к ранее нам еревался н а значить Тулиш ена: то ли с тем, чтобы «не сносны м и» запросам и вы торговать если не все, то хотя бы часть запраш иваем ого, то ли вы бор пал на «такова д урака и спесив ца» пред нам еренно, чтобы сорвать п е р е го воры . С ом нения рассеялись н е ско л ь ко позж е. О казалось, Л онготу д авны м -давно, ещ е до отъезда Владиславича из Пекина, находясь у границы , в д онесении богды хану изло
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2