Сибирские Огни, 1978, № 3
162 Н. ПАВЛЕНКО пет. О бы чно «купчина» и лица, об служ ивав ш ие караван, везли в Китай и собственную пуш нину, соверш ая сделки в качестве част ных лиц. П ервы е караваны оказались прибы льны ми, и это дало основание правительству Петра I объявить в 1706 го д у то р го в лю с Китаем казенной м онополи ей . «Купчина» в соответствии с велением врем ени стал на зываться по-и но стр ан но м у ком и сса р о м . Ему, ка к и п р очи м служ ителям каравана, разреш ался вы воз собственны х товаров и п о ку п ка китайских изделий. Это была свое об разная ф орм а расплаты с ко м и сса р о м и служ ителям и, не получавш им и в о зн а гр а ж д ения за свою служ б у. В скоре, од нако, караванная торговля ста ла приносить казне не прибы ль, а убы ток. Отчасти это объяснялось тем, что ком и ссар и его ком ан д а радели не столько о казен ном интересе, с ко л ь ко о личной вы год е и в п е рвую очередь старались реализовать свои товары , а у ж потом , на м енее в ы го д ных условиях, продавали государственны е. Сказывалась такж е и гр о м о зд ка я ф орм а о р ганизации караванной торговли, сковы вав шая инициативу купчины или ком иссара. Но главная причина спада р усско -ки та й ско й торговли была залож е на в политике ц и нско - го правительства: в о п р е ки Н е р ч и н ско м у д о - -говору власти П екина ( отказы вались п р о пускать караваны. П ока шла занимавш ая м н огие м есяцы переписка, сосред оточенная в Н ерчинске или С еле нги нске пуш нина, хра нимая в неблагоприятны х условиях, а то и под о ткры ты м небом , приходила в н егод ность. К огд а ж е, наконец, караван прибывал в П екин, ком иссара лишали права сво б о д ной торговли, ограничивал и д оступ к това рам м естны х купцо в. Установлением р е ж и ма изоляции китайские власти преследовали весьма пр о за и че скую цель: вы нуж дать ко миссаров продавать товар не по ры ночной цене, а по той, ка ку ю предлагали китайские купцы . Ко врем ени назначения Саввы Л укича чрезвы чайны м послан н ико м и по л н ом очны м м ин и стр ом нагнетаем ы е китайской стороной притеснения торговли привели к том у, что она почти прекратилась. Караван, отправ ленный в 1718 год у, свыш е двух лет стоял у границы , а когд а е го все-таки пропустили в П екин, то в столице им перии он был по ставлен в такие условия, что торговать не м ог. Ч ерез девять м есяцев б езуспеш ны х попы ток реализовать пуш нину ком и ссар был выслан и з П екина со значительны м к о личеством н е пр о д а н н о го товара. Вместо обы чны х трех лет врем я об оро та этого ка равана заняло шесть лет. Еще более печальной была судьба кара вана, снаряж ен н ого в 1722 году. О н ож ид ал разреш ения на въезд в Китай шесть лет, и только благодаря настойчивости Владисла вича был пр оп ущ ен в П екин. Китайские власти задерж ивали е го под тем пр ед л огом , что сначала надо реш ить вопрос о р а згр а ничении и переб еж чиках. Чтобы преодолеть расстояние от П етер б урга д о русско -ки та й ско й границы , Влади славичу понадобилось без м алого десять м есяцев — о б о з в составе 60 телег отпра вился из столицы 12 о ктя б р я 1725 года, а прибыл на р е ч ку Б уру 24 августа следую щ его года. Д а ж е с уче том транспортны х в о зм о ж н о сте й то го вре м е ни с ко р о с ть прод виж ения Владиславича надо признать незна чительной, тем более, что и нстр укц и я пред писывала ем у ехать «с в о з м о ж н ы м поспе- шением»., Том у причин ой были длительные за д е р ж ки в пути. П ро д о л ж и те л ь но е пребы вание в М о скв е , к о т о р у ю он по ки н ул толь, ко 27 д е ка б р я, бы ло вы звано «неустановле- нием ре к, ко то р ы е и поны не не очень креп ки» , ка к объяснял он накануне отъечзда. Д о л го е в ре м я Владиславич провел в То б ольске и И р ку тс ке , где, готовясь к пере говор ам , изучал д о ку м е н ты о р усско -ки та й ских отнош ениях. Надо, н акон ец, .учитывать и возраст посланника — у р о ж е н ц у теплых краев в год , ко гд а он отправился в путь, м ин ул о пятьдесят шесть. С ведения о том , ка к пе реноси л путеш ест вен н ик си б и р ски е м о р о зы , отсутствую т. Д о под линно известно, что С ибирь произвела на него сильное впечатление: «З ем ля эта обетованная по хл е б о р о д ию , в рыболовлях и зверол овлях и пр еи зо би льн а р уд а м и раз ных м атериалов, ра зны м и м р а м о р а м и и ле сами, и та ко го пр есла вно го уго д ья, чаю , на свете нет». Правда, пр о д о л ж а л Владисла вич, край слабо заселен и ещ е х у ж е «от глупости п р е ж н и х управителей» защищен. Н о по сланник уповал на расцвет кр а я в бу д ущ ем . На грани це состоялась первая встреча Владиславича с м а н ь ч ж у р с ки м и представи телями, заранее и звещ ен ны м и о приезде р у с с ко го посланника,— м инистрам и, фами лии и титулы ко то р ы х тр а н скр и п ц и я тогдаш них и сто чников . передавала так: граф Л он го ту и С еки. Им б огды хан велел встре тить посольство и с о п р о в о ж д а ть е го д о Пе кина. Читателя, зн а ко м я щ е го с я с докум ентам и пе р е го в о р о в , от п е р в о го контакта Влади славича с п е ки н с ки м и м ини стр ам и д о за клю чи те льной с ними встречи во время об м ена трактатам и, не по кид ае т чувство удивления. П ричем , п о р о ю бывает трудно определить, че м у больш е удивляться: не обы чайной в ы д е р ж ке , настойчивости и тер пению Саввы Л укича, е го способностям б лестящ его полем иста, у м е н и ю шуткой разряд ить н апр яж е нн ость или поразитель н о м у упр ям ств у китай ски х представителей, глухих к л о ги ке ф актов, их иногд а наивным, иногда хи тр о ум ны м ул о в ка м , чередованию и зы ска нн ой лю б е зн о сти с гр у б ы м и гн о р и рованием н е пр и ко сно в е н но сти иностранно го посла, н акон ец, их «ш атливости», ка к на зывал непостоянство Владиславич: они то твердили, словно заученны й у р о к, о д н о и то ж е, то, не м о р гн у в глазом , отказывались от этих у тв е р ж д е н и й . С поры начались с первой ж е встречи с ц и нски м и д иплом атам и. 25 августа чинов ники передали В ладиславичу приглашение, звучавш ее ка к повеление, чтобы он «при был нем ед лен н о к ним , м инистрам , пол шатер д ля ко нф е р е н ц и и о м арш е». Савве Л уки чу д овел ось в течение д вух д н ей вну шать м ин и стр ам правила элементарной веж ливости. «Вы, го сп од а м инистры , по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2