Сибирские Огни, 1978, № 3

152 ИГОРЬ ДУЭЛЬ Н аконец, из ры б аксою за приходит д ол ­ гож данная депеша. Но радости нам она .не приносит. Оплата ком анд е за минтай уч­ реж дена несообразно малая — втрое ниже, чем за терпуг. Это явно несправедливо. Нет спора, поймать минтай л е гч е— такие стабильные уловы, ка к на нем, на д руги х видах — редкость. Но ведь мы не только ловим, а и м о р о зи м . И тут соверш енно безразлично, на какой работаеш ь рыбе. Все равно каж д ая рыбина д олж н а пройти через р уки об работчиков. Да и мощ ность м о р о зи л ки сдерж ивает ^ производитель­ ность. В ины е дни мы, к прим еру, м огли бы наловить минтая вдвое больше, но нет резона. В м о р о зи л ку годится лишь самая свежая рыба, только что поднятая на борт. Потом у, если тралы приходят полны е, мы черпаем р а з-д р уго й и стоп — л о ж и м ся в дрейф , обрабатываем улов. А трал ставим снова только через два-три часа. Словом, по зд р авом у смы слу уменьшать м о ж н о только ту часть расценки, которо й оплачивается вылов, а та, что за обработку, д олж н а оставаться преж ней. Н иколая Ш естакова —■он ка к по м ощ н ик капитана по производству б лиж е д руги х к разным бухгалтерским операциям — С ер­ геев просит посчитать, какое пр им е рн о б у­ дет зараб оток ры бака при таких расценках. И тог получается грустны м . Выходит, что если мы за м есяц возьм ем д а ж е кварталь­ ный план, на д олю м атроса придется о к о ­ ло 300 рублей. Б ер еговом у человеку сум ­ ма покаж ется немалой. Но тут ведь надо учесть, что ры бак работает по 12 часов в день, без вы ходны х и праздников, его ра­ бочая неделя 84 часа, а не 40 часов, ка к на берегу. Д а и д олгое пребы вание в м оре, отрыв от всех радостей зем ны х то ж е д ол­ ж ен получить ком пе нса цию в рублях. Было ясно, что расценки ры б аксою за, хоть д олго над ними там м удрили, н ика ки ­ ми серьезны м и расчетами не п о д кр е п ­ лены. Ош ибка тут была явная. Забегая вперед, скаж у, что позднее р ы б а ксою з дваж ды увеличивал эту расценку, последняя о ка ­ залась более чем в полтора раза выше изначальной и была вполне справедливой— точно учитывала затраты труда на минтае. По ней, в кон це концов, и был произведен расчет с ком андой. Так что в накладе ры ­ баки не остались. Но, к сож алению , ни капитан, ни первый пом ощ ник, никто д ругой из ком анд иров судна не обладаю т провид ческим даром . Мы м огли только предполагать, что со врем енем расценки пересм отрят, м огли говорить, что будем этого пересм отра д о ­ биваться, но экипаж у д олж ны были объя­ вить реш ение ры баксою за. П отом у, как только пришла радиограм м а, я повесил ее в столовой ком анды на д о ске объявлений. В эти дни ры баки м не совсем не стали давать прохода. Иные прям о требовали: уйдем с минтая, нельзя на такую цену сог­ лашаться. Но мы с капитаном твердо ре­ шили придерж иваться пр еж ней тактики. Так я и объяснял ребятам : м есяц ещ е надо потерпеть, приблизим ся к год овом у пла- °*У — будем всеми правдами и неправдами выбираться на с ку м б р и ю или ещ е куда, но здесь не останем ся и насчет повыш ения цен б уде м драться. А д р у го й ры бы , на к о ­ торой мы м огли бы бы стро п о кры ть свой д олг по валу, сейчас н е т— я сам п е р е го ­ воры по всем у о ке а ну слуш аю : Нигде пока хорош ей об становки не наблю дается. Рис­ ковать ж е планом нам ника к нельзя. Не вы полним — всем нам п о зо р. С ка ж у т: всег­ да «Ком м унист У краины » был вперед и, а вы уронили честь судна. В кон це ко н ц о в , со м ной соглаш ались: не нашлось в эки па ж е ни о д н о го человека, ко м у был бы б езразличен пр е сти ж наш его траулера. О д наж ды мы с капитаном сидели в ра­ д и о р уб ке . Ж енька З уен ко в пойм ал п е р е го ­ воры начальника всего Б е р и н го м о р с ко го пром района с о д н и м из р уко в о д и те л е й глав­ ка Д альры ба. Н ачальник в своем отчете пе­ речислил, на ка ко й ры бе ра ботаю т каки е суда, сказал и п р о нас: « К о м м ун и ст У кр а и ­ ны» пром ыш ляет минтай в таких-то к о о р ­ динатах. Я, честно говоря, не придал этом у значения. Но капитан д а ж е по д пры гн ул на вертящ ем ся кресл е: — Ну теперь д е р ж и с ь ! Н у заш евелятся! — Кто? — Д а р ы б а ксою з, кон ечн о! Р адиоразговор происход ил о ко л о часу дня. Я пе ред тем только отстоял подвахту, и хотя у ж е постепенно врабатывался, хотя у ж е не падал с ног, ка к в первы й день, все ж е устал кр е п ко . П отом у после обеда разреш ил себе пр и ко р н уть на часок. П р о ­ снулся и по ш ум у двигателя, по завы ванию ле бед ки понял, что по д ни м аю т трал. К зв у­ кам на суд не привы каеш ь бы стро, п р о б у ­ деш ь здесь неделю и у ж е ухо м о д н и м — с закры ты м и д а ж е глазами м о ж еш ь о п р е ­ делить, что делает сейчас па рохо д — на за­ бег ли спеш ит, л е ж и т ли в д рейф е, ставит трал, идет с трал о м или, ка к в тот м ом ент, занят вы б оркой . Не знаю , ка к для ко го , но для м еня зв у к вы б орки всегда звучит, ка к призы вны й рог. Чем бы ни был занят в это врем я, если есть хоть какая -то в о зм о ж н о сть вы глянуть на палубу — обязательно иду. Не сочтеш ь, с ко л ь ко д есятков тралов вытащили за рейс, а лю бопы тство, охотничий азарт не пропал и д о сам ого послед него пр о м ы сл о в о го дня. Ведь каж д ая в ы б о р к а — тайна: тянут трал, а никто заранее не м о ж е т точно с ка ­ зать, что им е н но принесет он из м о р с ки х глубин. Вот и на этот раз, услыхав завы вание лебедки, я бы стро вскочил, накинул тело­ гр е й ку и побеж ал на задний м о сти к. Здесь, ка к всегда, бы ло лю д но . Капитан, Ш еста­ ков, Б ойко стояли в р уб ке. Занял и я свое закон но е м есто позади Сергеева. П одъем трала — словно спектакль. И мы см отри м на него с м остика, ка к зрители бельэтажа. А там, внизу, идет д ем он стр а­ ция м уж ества, силы, ловкости, сн оро вки . Сейчас на вахте бригада Батракова. Вто­ рой и третий н о м е р а в ней В олодя М ель­ ников и М иш а Б убновский. О ни вы полняю т аналогичны е оп ерации; то л ько М иш а на правом борту, В олодя — на левом . Но как по -р а зн о м у работаю т!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2