Сибирские Огни, 1978, № 3
ОКЕАНСКИЕ БУДНИ « 149 — Готовы ,— отвечает Ш иш в м аленький м икроф ончик, пр истро ен ны й к п е р е б о р ке за его спиной на д л и н н о м ш нуре. — Вира трал! — Есть вира трал! Виктор наж им ает ры чаги, барабаны начи нают вращ аться, наматывая ваера. Тральцы не спеша под ним аю тся, надеваю т каски, широкие пояса, ц епляю т к ним н ож и в са модельных ко ж а н ы х чехлах, П оявление тральца на ра б о ч е м м есте б ез о стр о го но жа строго за пр ещ е н о правилам и техники безопасности. Ведь запутаться в сети м о жет не то л ь ко рыба, но и ры б ак. И если случается такое, единственны й шанс на спасение— об резать в о к р у г себя д е л ь ку— сетевое полотно. И наче задуш ит, сом нет, утопит. Тральцы из эки па ж а с у д н а — самы е глав ные ры б аки. Больш е всего им достается: и в ветер, и в д о ж д ь , и в снег, и в м о р о з по двенадцать часов в сутки на палубе. Волна хлещ ет в ко р м у , троса путаю тся, пачка такая, что и пр осто устоять тяж ел о— не’ то, что работать, а приш ла твоя вахта— и ставь трал, под ним ай его, цепляй д оски, ссыпай ры б у в б у н ке р . С ко л ь ко ни п р и д у мано ра зны х хитры х устройств— тяж елая работа, то л ько для сильны х, ловких, рис ковых. Зато и ходят тральцы по суд н у гоголям и. Мы, м ол, д о б ы тч и ки , от нас все ваши успе хи и зараб отки. И честно говор я, я пони маю их го н о р , питаю к тральцам слабость и в бригадах их появляю сь чаще, чем в других сл уж б ах судна. Барабаны л е б е д ки с ка ж д о й м инутой одеваются новым и виткам и троса. Вот и траловые д о с ки у ж е по д по л заю т к судну. Тральцы парам и стоят на сам ом кр а ю к о р мы, на «б алкончиках» у слипа. Сейчас начнется сам ое главное. С ко р о выглянет из воды трал. — Ни пуха! — кр и ч у я В иктору, пе р е крывая ш ум ле бед ки . О н кивает, не глядя в м о ю сторону, не отрывая глаз от м астера см ены Бориса Батракова, ко то ры й стоит на левом б орту у слипа и сигналит ем у поднятой вверх рукой: то пускать л е б е д ку по -м ало м у, то стопорить. * ч Я заска ки в а ю в н ад стр ой ку, под ним аю сь по трапу, вы лезаю на б от-д е чн ую палубу и ещ е по о д н о м у — н а р уж н о м у — трапу забираю сь на задний м остик. Н арод у здесь полны м -полно. Толпятся и по д м остиком , где свалены тралы , и на кры льях р уб ки . В у з к у ю ко р м о в у ю р у б ку набилось почти все начальство. У цен тральн ого о кн а рул е вой крутит м але ньки й ш турвальчик, п о д в о рачивает суд н о так, чтобы ваера не те р лись о края слипа. У о ткр ы то го левого о к на стоит капитан в тел огре йке , в берете, надвинутом на лоб. Я то ж е пр об ир аю сь в рубку и пристраиваю сь за спиной С ергеева. Это м есто у ж е стало м о и м закон ны м . На выборках о б ы чн о мы так и стоим : капитан у окна, я сзад и. П ар оход ны е остряки заметили по этом у п о вод у: хор ош о к о м а н дир и ко м и сса р п о д об р аны по росту — м огут см отреть в два яруса, не м еш ая д р у г ДРУгу. К ак только из воды вы ходят груза, дале* кр за ко р м о й всплывает кутец. С ловно спи на о гр о м н о го м о р с ко го чудовищ а, по д пры гивает он на волнах. Внизу по ко р м о в о й площ адке безостано вочно сную т тральцы. Работают по пе ре м е н н о — то пара левого борта, то правого. Упираясь в палубу, тянут к слипу троса (ж илсы ) с кр ю ка м и (гакам и) на концах. Гак цепляется за пе ретяж ки т р а л а— толстен ные канаты, которы м и трал обвязан поверх дели. Зацепят гак с левого борта, и полот но тянется по площ адке к правом у бара бану лебед ки, лож ится зигзагом . Когда весь ж иле намотан, вы б о р ку приостанавли вают, зацепляю т трал правым гаком , а ле вый отпускаю т, нам аты ваю ! правый ж иле— и полотно лож ится ещ е од ни м зигзагом . В это врем я левый ж иле у ж е у слипа. Ц еп ляю т его. Тянут. Еще один зигзаг. Так раз за р а зо м вы бираю т трал, пока не подойдет к к о р м е кутец. А вот и он у ж е прыгает, бьется о слип. Сейчас сам ое важ ное. Нельзя ни минуты пром едлить — иначе перетрется дель о край слипа и сквозь пр оре ху весь улов вы сыплется назад в м оре. Д ва гака с двух сторон вцепляю тся в бока кутца. Л ебедка внизу завывает от натуги. Кутец м едленно ползет. П ередний его край у ж е скры вается по д ко зы р ь ко м , а задний все тянется и тя нется по слипу, рыба распирает полотно, пе р е тяж ки из тросов врезались в трал, д е ля е го на сегм енты . Кутец ползет, перева ливаясь от качки. Сейчас он ещ е больш е п о х о ж на м о р с ко е ч у д о в и щ е— каж ется, б удто гром ад ны й сказочны й зм ей, изви ваясь, заползает на нашу палубу. Внизу у ж е пры гаю т возле трала М иш а Б убновский, В иктор Ш иш , Володя М ельни ков. Тянут ш в о р ку — толстую веревку, ко торой заш нурован задний край кутца. К о г да ры бы м н о го , ш в о р ку кр е п ко заж им ает, и только трои м -че тверы м по силам выта щить ее. Но во г куте ц у ж е раскры т, в сер ед ине палубы приотворили л ю к б у н ке р а — и рыба льется в него сер ебр яны м по то ко м , трепещ а, ударяя хвостами по па лубе. — Б у б н о в с ки й !— кричит капитан.— Что там есть? О дин минька? М иш а подним ает голову. — О д ин! Зато с ко л ь ко ! С больш им че р паком , А натолий М ихайлович! Капитан кивает. — Д а, че рпа к ничего,— соглаш ается он.— П ож алуй, тонн тридцать пять наберется. Давай, ком иссар, объявляй подвахту. И вот первая подвахта на ф абрике. Нас четверо: по м ощ н и к капитана по п р о и зв о д ству Н иколай Ш естаков, старш ий трала Бой ко , завпр од и я. Четыре часа предстоит нам отработать в цехе. За это в ре м я п р о й д ут и две д вухчасовы е подвахты : ш турм ан со своим рул евы м и м еханик со своим м о то р и с то м . Так что постоянно в цехе будет шесть д ополнительны х пар р у к. А в см ене ф абричны х десять «Человек, и вы ходит: п о д вахта— ощ утим ая им подм ога. На всех нас сапоги, клеенчаты е ф артуки, н арукавники, перчатки из толстой резины , в ко т о р у ю вкраплены ку с о ч ки пластмассы,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2