Сибирские Огни, 1978, № 3
148 ИГОРЬ ДУЭЛЬ биться. С д р уги м и -то он не имеет на это права! С ловом, хватает дел у пе рвого по м ощ н и ка. И ест он свой хлеб не д аро м . А у ж м о билизовать ры баков, ко гд а гори т план, к о г да по за рез нуж ен ры во к,— прям ая его об я занность. Ведь настроение экипаж а — первая е го забота. Большая рыба С пециальных собраний мы созывать не стали. Рыбаки — не мастера ораторство вать. В оф ициальной обстановке пр ед по чи тают отмалчиваться. Выслушают д окл ад ч и ка и разойдутся. А все об суж д ен ия — по том: по каю там , по рабочим местам, в к у рилке. Там и вы клады ваю т всерьез, без обиняков все сом нения и возраж ения. С ер геев сказал м не об этой привы чке ры ба ков в первы й ж е день, потом я и сам не раз имел случай убедиться в его правоте. П отом у мы обы чно настраивали эки па ж не плам енными речам и, а м едленно, испод воль. Конечно, так слож нее, чем однаж ды высказаться перед всеми сразу, хотя не очень-то эфф ектно, и в «м ероприятия» для отчета, вроде, записывать нечего. К том у вре м е ни ребята у ж е привы кли, что за день я обязательно об ой д у весь па р о х о д — загляну и к тральцам, и к ф абрич ным, п о го в о р ю с м еханикам и, м ашиниста ми. И ной раз закрутиш ься — к од ной см е не выйдеш ь, а д р у гу ю пропустиш ь,— сразу претензии: — Что это вы приходите, только когда бригада Батракова на вахте, а нам ничего не рассказываете? П рим еш ь к сведению , и если за день врем ени не нашлось, то ночью заглянеш ь к тем, к о го миновал. Вот и сейчас я крутился по суд н у и еще раз объяснял повсю д у капитанский зам ы сел: ка к м о ж н о бы стрее подбить на минтае годовой план и тогда с полным основанием выколачивать скум б р и ю . Но главное сей ч а с— р ы в о к на минтае. Значит, тралы д о л ж ны быть в полном по ря д ке, ф абрика вся вымыта, вычищ ена, м орозильная кам ера и туко м о лка — в боевой готовности, и машина долж на м олотить без перебоев. Мы заранее связались с М а кш а н ц е в ы м __ уточнили, где добы чливы е и зо б атки,' какие глубины тралений, ско л ь ко надо тащить трал. И граф ики подвахт, у ж е согласован ные и об суж д ен ны е не только с начальника ми служ б, но и с ка ж д ы м м о р я ко м , висели на видны х местах по всем у траулеру. В район, где промыш лял «Новый мир», мы подош ли на рассвете. П оутру м еня ра з будил бодры й голос четвертого ш турм ана Ю ры К лю чникова: «С удовое врем я семь ча сов. К ом анде подъем . С д о б р ы м утром , то варищ и! П огода — маловетрие, зыбь пять баллов. Идем с первы м тралом». Н аскоро умываю сь, б егу на м остик. — Ну, как записи? К лю чников улыбается: — Ж ирны е! П од хож у к эхолоту: на гол уб ой электри ческой б ум аге глад кое, ка к палуба, д н о, над ним м н ож еств о точек, сливающ ихся черноту, сло вно гр о зо в ы е тучи повисли толщ е м оря. Капитан ко л д уе т у пр иб ор а, ко то р ы й по казы вает заход ры бы . Д а тч и к е го укреплен на трале — в перед ней части, на ленте са м описца виден ко с я к, верхняя и нйжняя по д боры трала. О тто го точн о м о ж н о судить, по центру ли ко ся ка тянеш ь, или то л ько за цепил край. Капитан и следит за этим. Ком андует: — Вира десять! Рулевой передает п р и ка з на ко р м у . Ле бед чи к вы берет десять м етров ваеров, трал под пры гнет, пойдет выше, че м раньше. П ри б ор отм етит это д в и ж е н и е , и станет видно, больш е ли ры бы заходит. Пароход идет дальш е, попадает на больш ие глуби н ы — на эхолоте см ещ ается вниз, к ко сяки , висящ ие над ним , оказы ваю тся на больш ей глубине, чем раньш е, значит трал надо опустить. — М айна двадцать! — ко м а н д уе т капитан и снова следит, д об ился ли ж е л а н н о го эф фекта, идет ли трал по цен тру косяка . — Д авно поставили? — Д а у ж часа три тянем , ч е р е з полчаса б уд е м подним ать. Б егу в каю т-ко м п а н и ю , то р о п л и в о завт ра каю , надеваю сапоги, те л о гр е й ку и — к. тральцам. В ы борка ещ е не началась, у до бы тчиков св об од н ое вре м я. Все собрались под ко з ы р ь к о м у ле бед ки . Д ва ее огро м ных барабана — ка ж д ы й м етра два в диа м е т р е — б ольш е чем н аполовину пусты, значит, м етров о ко л о ш естисот ваеров в воде. Трал и д е т п р и м е р н о в д в ух сотнях м етров за суд н ом , на глубине, и тяж елен ные сф ер ические д о с ки с б о ко в , поплавки (кухты ли) на верхней п о д б о р е , гр у за — на ниж ней об еспечиваю т ш и р о ко е раскрытие его пасти. В нее и попадет рыба. А судно д в и ж е ни е м своим проталкивает р ы б у в глубь трала — м и м о кры лье в, скв е р а — в кутец, у з ку ю , за д ню ю часть, гд е ры б а сж и мается в пл отную массу. У л е б е д ки , полураэвалясь на замы зган ном, засаленном по л уш уб ке , сидит Виктор Ш иш , в толстом свитере, в расстегнутой тел огре йке , ка к всегда б ез ш апки. В иктор— лебед чик, второй — после с м е н н о го масте р а — че ловек в траловой бри га де . Вокруг него к о е -к а к пристроились на у з к о м дощ а том настиле остальны е четвер о тральцев. С идят расслабленно, по кур и в аю т. С коро вы б орка — самая главная их работа, а пока м о ж н о перед охнуть. С праш иваю Ш иш а: — Н у что, есть ры бка? К а к чутье под сказывает? В иктор п о ж им а ет плечами. На е го краси вом , с правильны м и чертам и ли це стара тельное равнодуш ие. — Раньше вре м е ни нельзя гадать,— поясняет М иш а Б уб но вски й ,— плохая при мета. ' — Это точн о! — басит В олодя М ельни ков.— Вот у нас од н аж д ы ... Но тут с м остика разд ается ком анд а. — П риготовиться к вы б о р ке !
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2