Сибирские Огни, 1978, № 3

ОКЕАНСКИЕ БУДНИ 147 сегодня понято — исстари бы ло так. З ам е­ чательный писатель р у с с ко го С евера Борис Ш ергин вспом инал, что ещ е в далекие времена лю бая п о м о р ска я артель, отправ­ ляясь на дальний пром ы сел, обязательно брала с соб ой сказителя. За лучш их артель­ ные старш ины , бывало, бились на плахах. С казителя от всех работ и забот о с в о б о ж ­ дали. Но по вечерам в и зб уш ке зим овья, где-нибудь на по л я р н о м острове, он д о л ­ ж ен был рассказы вать — что у го д н о : бы ли­ ны, ска зки , старины , а если грам отны й, то и книги, ко то ры е прочел. По м н о гу часов приходилось ем у говорить. К ончит од ну историю , спросит: — Спите, православные? — Нет, дальш е давай. И он снова рассказы вает, по ка последний в1артели не заснет. Не виден ли в этом сказителе дальний пр ооб раз ны неш него п е р в о го пом ощ ника? И не под сказы вает ли м уд ры й по м о р ски й обычай од ин из важ ны х критериев, по ко то ­ рым надо отбирать лю д ей для этой ра бо­ ты. Ведь ясно — первы й п о м ощ н и к д ол ж е н уметь хо р ош о говорить. Гунявого Или там заику в сказители не взяли бы, пая «рыбака первой р уки » артель бы ем у не дала. Вот и сегодня тот, у к о го речь корявая, кто б р е ­ дет от «так сказать» д о «э-э» или «вообщ е- то», у к о го язы к сукон ны й, тот при всех д о ­ стоинствах, д а ж е если в политике дока, для такой работы явно негоден. К огд а говорят, что первы й п о м ощ н и к — по м ощ н и к по настроению , это надо пони­ мать ш и р о ко . Без всякой натяж ки м о ж н о сказать, что от н его во м н о го м зависит то, какой на суд не сло ж и тся м оральны й кли­ мат. С каж ем , н е в о зм о ж н о себе представить пароход, на ко то р о м врем я от врем ени не происход ило хотя бы м ел ки х ссор. На девя­ носто человек од ин сварливы й обязательно попадется. Был такой и у нас. К ак-то взял в столовой к р у ж к у — ком по та себе налить, а кр у ж ка оказалось не очень чистая. Н еп оря­ док, кон ечн о. Но д р у го й бы попросту отдал обратно к р у ж к у л о ж ко м о й ке : а ну-ка вы­ мой ка к следует. Этот ж е взял да к р у ж к о й в л о ж к о м о й к у и запустил. К счастью , п р о ­ махнулся, но д еви це об идно, тем более, что парень тут ж е пр о и зн е с гневную речь про ее м оральны й об лик. К ко м у пр иб еж и т за­ плаканная л о ж ко м о й ка , д аж е ф артука не сняв? К онечно , к пе р в о м у по м ощ н ику. Что тут б удеш ь предприним ать? Права у тебя больш ие, и м о ж н о с ход у сесть и ката- нуть ра пор т капитану, потребовав, чтоб о б о ­ им ко нф л и ктую щ и м влепили по вы говору: ей за гр я зн ую к р у ж к у ,— ем у за бросание посудой и мат. Ф о р м у л и р о в о ч ки сам отто­ чишь, п р о е кт вы говора на м аш инке отпеча­ таешь — принесеш ь к капитану, он наверня­ ка подпиш ет, хотя бы затем, чтобы сам ом у в эту и сто рию не лезть. И тебя никто не уп­ рекнет, что б ездействовал; м е ры -то приня­ ты, а в п р и ка зе к том у ещ е и пр ипи ска — мол, обратить вним ание начальников служ б, чтоб следили за качеством работы под чи­ ненных и за со б лю д ен ие м п о р я д ка на суд ­ не. Все вр о д е вер но . Но по сути дела — глупость. I 10* Ведь пароход, кр о м е всего прочего, еще и больш ущ ая ком м унальная квартира. А ком м уна льн ую ссор у служ еб ны м и вы го­ ворам и не остановиш ь. И дело твое не в том , чтобы «круж е чны й конф ликт» поднять на «принципиальную высоту», а с коре е в д р у го м — чтоб е го уничтож ить. Тут не столько грозны е ф ор м ул ир овки нуж ны , с ко л ь ко ю м о р . У спокои л девицу, напомнив ей, что вообщ е-то к р у ж к и все ж е д о ко н д и ­ ции надо домывать. П охохмил над сварли­ вым м у ж и ко м , да не очень щадя при этом его сам олю бие, чтоб больш е не захотелось ем у твои ш уточки слушать. И дело с ко н ­ цом . Ну еще потом р а з-д р уго й прош ел по сто­ ловой в обед, посм отрел, какие даю т к р у ж ­ ки. Увидел кри куна , пожелал ем у пе рсо­ нально приятного аппетита, выбрал кр у ж ку , поднес к нем у, спросил: «Как, чистая?», а услыхав утвердительны й ответ, взял да на­ лил в нее ком пота и собственноручно по д ­ нес ош алевш ем у м у ж и ку : это я, мол, так, из техники безопасности,— вд руг все ж е опять возм утиш ься. О н ещ е что-то см ущ ен ­ ное под нос бурчит, а ты тем врем енем гр о м к о спросиш ь: м о гу ли теперь с п о ко й н о идти обедать — ж ивот у ж е подводит, но не шел, пока не удостоверился, что с ко м п о ­ том у него по ря д о к, что он сам с аппе­ титом поел и д р уги м аппетит не портит. В роде и ю м о р не первоклассны й, но все по­ хохатывают, значит, вряд ли кто с ко р о по­ вторит его «подвиг». А с ко л ь ко таких м елочей случается за рейс! С оседи по каю те так кр у п н о р а зо ­ шлись во взглядах, что пустили в ход кула­ ки. Тот, у ко го в результате по д глазом фонарь, ко н ечн о ж е, идет к первом у по­ м ощ н и ку. Начальник грубит — опять идут к тебе с ж алобой. М е ж д у д вум я ком ан д ир а­ ми наметилась трещ ина, да столь явная, что по суд ну об этом у ж е ра згово ры ,— значит, вызывай, разбирайся, м ири. И ещ е есть особая фигура, требующ ая специального внимания твоего и забот,— это капитан. Н есхож ие тут бываю т ситуации. Иной зазнался, от своего единовластия на пароходе стал незам етно превращ аться в уд ельн ого князька . Работай, первы й п о м ощ ­ ник! Ты один м ож еш ь поставить капитана на м есто. М олод ец, если сум ел своего д о ­ биться в ра зго в о р е с глазу на глаз, не д о ­ водя д ело д о собраний и публичны х о б с у ж ­ дений, они ведь в л ю б о м случае уд ар по кап итанском у авторитету, а он на судне д о л ж е н быть незы блемы м , н ед аро м ры б аки лю бят повторять м ногозначител ьно: «капи­ тан есть капитан». М не, к счастью , таким и беседам и зани­ маться не приходилось. О б А натолии С ер­ гееве я у ж е кое-что сказал, и понятно, что « кн я ж е с ки е ухватки» ем у сове рш ен н о ч у ж ­ ды . Но ведь не только в том состоит д ело п е рв ого пом ощ ника, чтобы наставлять и по­ учать. Х орош о, ко гд а ненавязчиво и б е з на­ ж и м а становится первы й п о м ощ н и к капита­ ну первы м советчиком , да пр осто челове­ ко м своим , ко то р о м у капитан м о ж е т на суд ьбу пож аловаться, «в ж и л е тку попла­ кать», общ аясь с ко то р ы м , м о ж е т рассла

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2