Сибирские Огни, 1978, № 3

146 ИГОРЬ ДУЭЛЬ А ка к я м е гу его обидеть? Ведь ско л ь ко пе­ рем учился парень, пр е ж д е чем приш ел, с ко л ь ко передум ал д о того, ка к реш ился на это! За просьб ой-то его —- целая трагедия, трагедия безъязьж ости. Чувство его столь гл уб о ко и возвыш енно, что поним ает: проза его писем груб а для такой лю бви, не рас­ кры вает ее. А по -и но м у сказать не м ож ет, не умеет. И страдает от этого б езм ер но . Он ж е пом ощ и просит и остро в ней н уж д а­ ется. __ Л адно,— гов ор ю я и сам удивляю сь, что «ладно» говор ю , столь немы слим о и фантастично м ое согласие.— П опроб ую . И в первый ж е свобод ны й в ечер засаж и­ ваю сь писать стихи. П отом зову его, читаю. И виж у, ка к с ка ж д о й строф ой разгораю тся его глаза. Господи! В ж и зн и не будет у м е ­ ня столь благод арного читателя! Впрочем, он ведь не читатель — автор... Черт-те что! — С пасибо! — говорит он.— О гр о м н о е вам спасибо. Хватает листки и о п ром етью беж ит из каю ты . А м не невольна становится стыдно топо рны х м оих вирш ей... Представьте, к ко м у на судне пошел бы ревнивы й м у ж или вот этот влю бленны й па­ ре не к, не будь здесь пе рвого пом ощ ника? Ведь ка ж д о м у ясно, что к капитану с таким не сунеш ься, о п р я м о м своем ком ан д ир е — и говорить нечего. К д р у зь я м — то ж е не всегда, да и не у ка ж д о го есть на парохо­ де б лизкие д р узь я. А к пе рвом у по м ощ ни ­ к у — в р о д е и естественно. П отом у разного рода исповедей приш лось м не за рейс вы­ слушать, пож алуй, и вправду не меньш е, чем попу: А ско л ь ко раз останавливаю т теб-я в ко р и ­ д оре , на ф абрике, на палубе, вы зы ваю т из ра д и о р уб ки : — И звините, вот у нас тут спо р вышел. И дальш е м о ж е т быть что уго д н о : на с ко л ь ко вы бираю т президента в США? Как ра зм нож аю тся осьминоги? К акое расстоя­ ние пр об еж и т б е з по д зар яд ки эл е ктр о м о ­ биль? Был ли на сам ом деле Ш тирлиц? С кол ько машин будет вы пускать КамАЗ? Правда, что в м о р ско й воде есть золото? Ведь опять ж е — не капитану, не вахтен­ ном у начальнику эти спо ры разрешать. А слухи.? Кто-то что-то болтнул — и вот у ж е носится по пароходу сенсационное из­ вестие, будто, скаж ем , какой -то траулер за одну ночь взял м есячны й план. Весть б уд о - р о ж ит ко м ан д у, повсю д у спорят. Реалисты твердо стоят на том , что это утка. Но со­ скучивш иеся по удачам ры баки напираю т на них. И тогда кто посм елее идут опять ж е к первом у по м ощ н и ку — ведь тот на ка­ питанских часах всегда присутствует, и про уловы ем у все д опод ли нн о известно. Но эти дела только начало,— то, что д е ­ лаешь ка к бы м е ж д у прочим . А есть у тебя и прямы е обязанности. М н о го на траулере ком анд иров, но если вопрос касается всего судна в целом , только два человека обы чно его и м огут реш ить: капитан и первы й по­ м ощ ник. Ведь остальные ком анд иры , д аж е старшие: старм ех, старпом , старший трал- мастер, по м ощ н ик по производству — это начальники служ б. Д е л о стармеха — м аш и­ на, с та р п о м а— палубная ком анд а, старший тралм астер — отвечает за д об ы чу, помощ . ник по прои зво дству — за ра боту фабри, ки. С ловом , у ка ж д о го свое вед ом ство хлопотливое, труд но е, т р е б ую щ е е постоян. ной заботы и вним ания. «М еж вед ом ствен ные» дела у ж е не их епархия. А ины е из этих дел весьм а важ ны е и зачастую прямо связаны с пр ои зво д ством . Н апри м е р, под. вахта. У ры б аков п о р я д о к такой: ко гд а уловы больш ие, все работаю т на ры бе. На малы) судах, во врем я подъем а снасти, весь эки па ж облачается в ро бы — штурмане, м еханики, радисты наравне с матросами тянут сети, трясут их, уклад ы ваю т улов трю м е. На БМРТ д об ы тч икам по м ощ ь не требует ся. Здесь все так в бригадах распределено, что лиш ний человек был бы то л ько поме, хой. А вот ф абрика при больш их улова) становится у з ки м м естом . О со б е н н о на на. ш ем старом пароходе, гд е механизации, считай, н ика ко й, и каж д ая ры б ина проходи) че рез ры б ацки е р у ки . О д ни ф абричны е н управляю тся. И по то м у посы лаю т сю д а под. вахту. К ом ан д и ры , кто вахт не несет: стар м ех, р еф р и ж е р а то р ны й м еханик, электро м еханик, п о м ощ н и к по п р ои зво д ству, стар­ ший м астер д обы чи, да и сам первый п о м ощ н и к на подвахте работаю т по четыре часа в сутки. Те, у к о го восьм ичасовы е вах ты — ш турм ана, рулевы е, м еханики, мото ристы ,— по два часа. И вот за распределе ние лю д ей, за их вы ход точно в с р о к, за то, ка к они работаю т,— словом , по лностью з подвахту отвечает первы й п о м ощ н и к. Эта ответственность не ф орм альная. И бо каждый день на па рохо д е что-то случается. Скажем если порвался трал, старш ий м астер добы- чи, ко н е чн о , будет ком анд овать е го почин, кой и на подвахту выйти не см о ж е т. Какое- то ЧП в м аш ине — м еханики с мотористам« с р о чн о идут его устранять. Значит, надо что- то м енять, переиначивать на ходу, чтоб служ б ам не нанести ущ ер ба и чтоб на фаб­ р и ке все крутил ось в зад ан но м ритм е. Ну и у ж , кон ечн о, на пе р в о м помощ и» ке — собрания, д оклады , политучеба. Ту тож е надо дум ать -и дум ать. О че м расска зать ко р о тко , о ч е м — п о д роб не е. Услыша: по радио интересны е новости,— скореа соо бра ж ай , ка к лучш е их передать команде В од н о м случае вы ступиш ь по с у д о в о м у рз д ио, в д р у го м вы пустиш ь бю ллетень, I третьем соб ереш ь собрание, а в четверто» пройд еш ь по п а рохо д у и п о говориш ь I тральцами, ко гд а у них вы берется минута, I ф абричным и, с м еханикам и, не объявлл специальны х «м ероприятий». Тут, конечно надо знать интересы ребят, брать в расче об становку и п р о ч ую спе циф ику. Иначе бу деш ь силой сгонять народ, б удеш ь застаа лять их слушать свои ж е соб стве нны е речх а толку, кон ечн о, от этого ни грам м а — раз ве что галочка в отчете. Рыбаки б удут раз д раж аться, и сам б удеш ь б рю зж а ть , что « р о д ны'нче пош ел неактивны й. А вот вер» сообразил, что ко м а н д е и нтересно,— иду к тебе все своб од ны е от вахт. В ообщ е, тот, кто ум е е т рассказы вать, дл ры бака человек ж еланны й и нуж ны й. Это »

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2