Сибирские Огни, 1978, № 3
ОКЕАНСКИЕ БУДНИ 139 / дешь» е го , и М а кш анцев о хо тн о ра сска зы вает о своих р ы б а ц ки х подвигах. С С ерге евы м ко р р е с п о н д е н ту говорить куда сл о ж н ее . Ч ело век он веселы й, о з о р ной и рассказы вает с уд овол ьствием только забавные истории. А пр о дела, с ко л ь ко ни торм ош и,— от р а зго в о р а уходит: — Что говорить? М ы р ы б ку пойм али, на п е р е гр узчи к сдали, в м агазине кто-то угл я дел — купи л и съел. Что от ры б ки осталось? Пшик. З ачем тепе рь п р о нее ра спростра няться? Зато м о р я ки , с ко то р ы м и он плавал, про Анатолия го в о р я т охотно, с удовольствием . С ергеев м я гко с ть ю , деликатностью , нелю бовью к ко м а н д и р с ко м у р ы ку ка к бы спе циально ра зруш ает кн и ж н о е представление о капитане. И м о р я ки е го не просто уваж а ют — лю бят. У ж е по то м , ко гд а я вернулся на берег, встретился м н е в ко л х о зе Борис Евланов, м олодой ш турм ан, пять лет проплававш ий на « К о м м ун и сте У краины ». О н начинал у М акш анцева, по то м ходил с С ергеевым . За коро тки й с р о к из третьих п о м ощ н иков пе репры гнул в старпом ы . В 27 лет получил звание «капитан д альнего плавания», а это даж е для ранней м о р с ко й карьеры — р е д кость. Так вот — Б орису в тот м ом ент пр е д лагали на вы б о р л ю б ы м п а рохо д о м ко м а н довать. Я спр оси л его, на ка ко й ж е он по й дет. Евланов потупился: — Д а, по чести сказать, я бы снова к А на толию М и хайловичу в старпом ы попросился. Мне, знаете, с ко л ь ко ещ е у него учиться! И это после неуд ачн ого рейса, когд а иные н е д об рож е л ател и шептали, что не по С ергееву БМРТ, м асш таб у капитана не тот: на м е л ки х судах годится, а с кр у п н ы м сла дить киш ка тонка. Встреча Хотя Гаме и по д го тови л м еня к том у, что на па рохо д я попаду в нерадостны й м ом ент, но представить, что это значит, я на б ерегу не см о г. Д ум а л , речь идет о врем енны х неудачах. Тут ж е б ы л о хуж е, суровее, да к том у ж е за три н ед ели м оих странствий по океану по л о ж е н и е «Комм униста Украины » еще б олее осл ож ни ло сь. О се н ью п р ош л о го года два кол хо зны х БМРТ встретились на пр ом ы сле скум б ри и . «Новый м ир», то л ько приш едш ий в колхоз, совсем ещ е н овенький, блестевший свеж ей завод ской кр а с ко й , выш ел в свой первый рейс. А « К о м м ун и ст У краины » к том у в р е мени у ж е десяты й м есяц был в м оре, вид имел обш арпанны й, неказисты й— ем у оста валось ры бачить н ед олго, к новом у год у пред стояло вер нуться д о м о й и встать в р е монт. Д е л о свое траулер у ж е сделал, и практически успех или неуспех на скум б р и и се р ь е зн о го влияния на его показатели иметь не м ог. Но на этой ка п р и зн о й ры б е «Ком м унист Украины » сработал н ам ного лучш е д р уги х траулеров экспед иции. П о р я д ко м обогнал он и «Новы й м ир». Тут, видно, особая з а ко ном ерность: у ка ж д о го капитана есть свои ры бы и не свои. Рыбаки говорят даж е, что известную пословицу м о ж н о переиначить: «С каж и, какую ты ры бу лю биш ь пром ы ш лять,— скаж у, что ты за человек». Так вот М акш анцев — не скум брист. С колько раз на этот промы сел ходил, никогда не брал больш их уловов. Его рыба — камбала, окунь, хек. Там он король. С ергеев ж е с ку м б р и ю любит. Веселый этот промы сел приш елся ем у по душ е. Да и ш турм ана в том рейсе — старпом Борис Евланов, третий по м ощ н ик Ю рий Басанин — тож е были в своего капитсГна. Вот и добились они еще од н о го успеха. Словом, в кол хо з пришли под торж ественны е звуки оркестра. А в этом год у все началось с затяж ки сро ко в ремонта, и дальше пош ло негладко, на перекос. На терпуг, правда, С ергеев и М акш анцев сами просились: летом здесь брали хорош ие уловы, потом у капитаны ра довались, когд а получили «добро». Д а и первы е дни работы в новом районе прине сли обнад еж ивающ ие результаты. Оба траулера брали тонн по 20 в сутки — для норм ального промы сла мало, но для «пристрелочны х» дней годится. П отом пр о изош ло нечто странное. «Новый мир» начал подним ать по 40, по 50 тонн в сутки — как раз то, что нуж но, а «Комм унист У краи н ы »— 10— 15, не более. М е ж д у тем С ергеева только кр е п ки й ры в ок в сентяб ре-октябре и м ог выручить. К ак раз в эти дни загадочного, почти ф атального невезения я и приш ел на суд но. Всего через какой-нибуд ь час после появления м о его на БМРТ приш лось мне стать свидетелем странного разговора д рузей . В то врем я в каю те капитана-директора собрались см енявш иеся ком анд иры — стар- мех, начальник рации, по м ощ н ик по пр ои з водству. С уд но леж ало в дрейф е, наш бот сновал к «П риам урью » и обратно, забирая прибы в ших на «К омм унист У краины » лю дей, отво зя тех, кто свое отплавал. «Новый мир» то ж е дрейф овал неподалеку, и М акш анцев, пользуясь выпавшим свобод ны м часом, под скочил на своем боте в гости к С ер гееву. Р азговор, конечно, крутился в о кр у г п р о мы словы х дел, постоянно возвращ аясь к неудачам «Комм униста У краины ». С ергеев все намекал на что-то, все поддевал М а к шанцева, а потом выпалил: — М иша, да скаж и , наконец, ка к ловишь? Есть ж е у тебя ка ко й -то секрет! М акш анцев, только что д об р о д уш н о от ш учивавшийся, посуровел: — Ты соображ аеш ь, что говориш ь? Ведь ты ж е за м ной по изобатке идеш ь — нозд ря в н о зд р ю ! — Значит, в трале какая-то хитрость. — И я от тебя ее скрыл? Ну д одум ался! — Но есть ж е причина! __ Толя! Е й-богу, я уж е своим уловам не рад. Не виноват ни в чем, а все равно м не стыдно, раз ты меня в таком подозреваеш ь. Прятал я когд а что-нибудь от тебя? М ало я / тебя на ры бу выводил? — И я тебя вы водил.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2