Сибирские Огни, 1978, № 3

138 ИГОРЬ ДУЭЛЬ Гуго приш лось довольствоваться скр о м н о й д о л ж н о стью второго ш турм ана. А ещ е че рез два года М акш анцев у ж е считался о д н и м из лучш их капитанов ко л х о ­ за. Его имя наряду с им енам и Ивана Ш па- ри й чука и Вальдемара Гамса стало известно всем у Д ал ьн ем у В остоку. П отом Ш па р и й чука избрали председате­ лем «Н ового мира», Гаме стал капитаном флота. А М акш анцев у ж е д авно играет в кол хо зе о с о б ую роль. О н ка к бы капитан- испытатель. К а ж д о е суд но н о в о го типа, п р и ­ ходящ ее в кол хо з, даю т в п е рвую очередь «объезж ать» и осваивать ем у. М ихаил ком анд овал первы м в «Н овом м ире» трауле ром - р еф р и ж е р а то р о м «Седанка», первы м м о р о зи л ьщ и ко м «Счастье», первы м БМРТ «К о м м уни ст У краины ». На л ю б о м с у д ­ не он работает б ез пром ахов, пораж ений не знает. Карьера его д р уга А натолия С ергеева была не столь стрем ительной. П арень м яг­ кий, д об рож ел ательны й , не лю битель «драться за м есто под солнцем », он в п е р ­ вые в своей ж и зн и рейсы очень страдал от п р и д и р о к стариков. И ко гд а М акш анцев стал сам ком анд овать сейн еро м , Анатолий, об радованны й успе хо м д р уга , попросился к нем у в старпом ы . Тогда у них образовалась неразлучная троица: М акш анцев, С ергеев и радист Валентин Пятов. Так втроем и пе­ реход ил и они с судна на судно. М е ж д у тем М ихаила разд раж ала пассив­ ность д руга, и он не только не давал том у по б л а ж ек, но спраш ивал куд а стр о ж е , чем с д руги х. Валентин Пятов вспом инает, каки е м е ж д у ним и разы гры вались сцены . К ак-то их суд н о после д вух м есяцев безо ста но воч­ ной работы на пр ом ы сле пристало к б ерегу на Ч укотке . М акш анцев с утра всем ко м а н ­ д ирам раздал задания: что сделать старпо­ му, что старм еху, что начальнику рации. П ре дупред и л: — Я на час сх о ж у на берег. В ернусь — все пр оверю . Будет что не вы полнено — см отрите! А все не спали трое суто к. П ерекинулись м е ж д у соб ой : м ол, чудит ко м а н д и р , ясное д ело — д о обеда е го не будет, и реш или, пока суд да дело, хоть на часок прико рн уть. Но М акш анцев явился точно — м инута в м и ­ нуту. И поднял к р и к на весь пароход: — Д ры хн ете! Ну я вам ! С тарм еху — вы­ говор ! Пятову — строгий вы гово р! С тарпом у начет на зарплату — 10 процентов. Тут, конечно, все заш евелились. И с ко р о капитанский пр ика з был вы полнен. М а кш ан ­ цев ка ж д о м у дал новое задание. Теперь принялись за него с рвением , и хоть труд но приш лось, но к о б ед у все сделали. Сели в каю т-ко м пан и и за стол. Капитан ест с аппетитом, шутит, ка к ни в чем не бы ­ вало. А ком анд иры , ко н е чн о , носы повеси­ ли. П од ко н е ц обеда М акш анцев объявляет: — Л адно! П оработали хо р ош о ! С ним аю наказание со старм еха и начальника рации. А С ергееву — начет 10 процентов. Я с тебя, д р у г сердечны й, сем ь ш ку р спущ у, но ка­ питаном ты у м еня станешь. М о ж ет, и вправду пош ли на пользу у р о ки друга, а м ож ет, и б ез них бы все состоя­ лось, но приш ло врем я — поставили С ер- геева капитаном . П ош ел он ступень за сту­ пенью : сейнер, тр а ул е р -р еф р и ж е р а то р , тр а ул е р -м о р о зи л ь н и к. Все эти суда А на то­ лий отлично знал, на всех у ж е поработал старпом ом . И в новой роли сра зу ж е п о ка ­ зал себя. Д остаточн о вспом нить: в ш естьдесят вось­ м о м на СРТР «С еданка» С ергеев взял са­ мы й больш ой улов сел ед ки на всем тихо­ о ке а н ско м бассейне, суд н о тогда получило пр е м и ю М инистерства р ы б н о го хозяйства — три с половиной тысячи рублей. С ловом , так выш ло, что А натолий, заси­ девш ийся в старпом ах, став капитаном , бы стро начал «наступать на пятки» с в о ­ ем у д р у гу . Хотя характер у него остался пр е ж н и м , и кр ути зн ы в нраве не пр иб а­ вилось. Так они и работали, пр о д о л ж а я д р уж и ть и в то ж е врем я соперничая. Но вот в ко л х о з приш ел первы й БМРТ — «К о м м уни ст У краины », М акш анцева назна­ чили ка п и та н о м -д и р е кто р о м . А С ергеев хо­ дил в то врем я на м о р о зи л ь н и ке «С воб од ­ ный». Х орош ее судно, но, ко н е чн о , б ольш о- м у трауле ру не чета. Вклад М ихаила в ко л хо зн ы й план был куд а весо м е й: в те врем ена один е го траулер давал четвертую часть всей д об ы чи «Н ового мира». П отом М а кш анцев реш ил, что настало ем у врем я получить вы сш ее образование. А учиться заочно, работая в м о р е , о с о б е н ­ но капитаном , м ало к о м у удается. П отом у М ихаил по пр осил правление отпустить его хоть на год, на два, чтобы по ж ить на б е р е ­ гу, поучиться всерьез. К ол хо з на это и м е ет право. М о ж н о разреш ить р а б о тн и ку уйти на врем я в д р у гу ю о р га ни за ц и ю , не исклю чая его из артели,— называется это старинны м словом : отходничество. И М ихаил стал о т х о д н и к о м — поступил в вечерний институт, в о с о б ую у с ко р е н н у ю гр уп пу, работал во В ладивостоке, на берегу. А капитаном «К ом м униста У кр аи ны » по­ ставили С ергеева. И сноза траулер шел в передовы х. План девятой пятилетки взял за три с по ловиной года. О сн ову этого успеха за два года залож ил М акш анцев, а д об ил план за полтора года С ергеев. П отом купил ко л хо з ещ е од ин БМРТ — «Новый м ир». По традиции осваивать его пр ед л ож и л и М ихаилу. О н согласился, п о то ­ м у что засиделся у ж е на б е регу, да и в у ч е ­ бе сильно прод ви нулся — за полтора года одолел четы ре курса. Решил так: р а згон взят, к остальным экзам ен ам м о ж н о и в рейсе подготовиться. А новы й пароход о б и д н о упустить. И снова М акш анцев и С ергеев оказались ко н кур е н та м и . Только теперь на б олее вы ­ с о ко м у р о в н е — у ка ж д о го свой БМРТ. С ловом , оправдали оба капитана над еж д у д альн ови д н ого Петра П ол икарповича Ш к у - р е нко . Жаль, не довелось е м у этого уви ­ деть. У м е р от инф аркта десять лет назад, когд а бы ло ем у всего от р о д у с о р о к четы ­ ре года. Я д авно зн а ко м и с М а кш анцевы м , и с С ергеевы м . Не раз встречался с ним и и на б ерегу, и в м оре . Писал о них. ■С М ихаилом л и те ратору прощ е. О н че ло­ век б у р н о го тем перам ента. Только «заве-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2