Сибирские Огни, 1978, № 3
136 ИГОРЬ ДУЭЛЬ теля, его страсть эконом ить ка ж д у ю ко п е й ку . П ро Гамса д аж е самый сварливы й осте реж ется сказать словечко в осуж д ение. Капитан флота н уж ды ры б аков приним ает нутром , ка к свои кровны е. С ко л ь ко раз на колхо зны х судах, ка к только возникала ка кая-то острая ситуация, ко то р у ю не развя ж еш ь б ез по м ощ и берега, приходилось м не слышать от ры б аков: — Н ичего! Гаме выручит. Гаме пробьет. И он выручает, он пробивает. Д ля лю бой краевой организации м нение его весомо. П отом у и Ш пар ий чук, ко гд а приходится ту го, зовет Гамса: «Надевай, Карлыч, м ундир, привинчивай зв е зд о ч ку и двигай во Влади восток. Только на тебя вся надежда». С ловом , авторитет Гамса, е го опыт почи таю тся таким ж е общ ественны м д остояни ем, ка к вся колхозная собственность: ф ло тилия из двадцати судов, м ногочисленны е б ереговы е цехи. И если н уж н о получить дельны й совет, в п е рвую очередь идут к Гамсу. Я то ж е на этот ра з приш ел к В альдем ару Карловичу за советом . В м о р е я уходил не гостем — р а б отн иком , первы м п о м ощ н и ко м капитана по политической части на больш ой м о р о зильны й траулер «К ом м унист Украины »,. и хотелось знать м нение Гамса о том , что мне в п е рвую очере дь делать в новой своей д олж ности . — Вы капитана знаете? — спросил он. — Да, с С ерге евы м мы здесь ка к-то не д е л ю 'в м е с т е провели. И потом не раз встречались. К ак будто под руж ил ись. — Вот это хор ош о! Д ум а ю , главное для вас — по д д е рж ать капитана. Ох, и туго ж е ем у сейчас приход ится! А ры б ак он у м е лый. С него бы сейчас всякие м елки е забо ты снять, чтоб только о ры балке болела го лова, вот бы и хорош о. П ож алуй, он и сам вам то ж е скаж ет. С этим я и ушел в м оре. М не предстояло зам енить пе рвого по м ощ ника, ко то р о го ко л хо з направил на к у р сы повыш ения квалиф икации, и, чтобы ус петь к началу занятий, он, списавш ись с траулера, отправился на б ерег с первы м ж е попутны м транспортом . З ам ены экипаж а во врем я р е й с а— не ре дко сть в ры б н о м флоте. М н оги е суда — и добы тчики, и плавзаводы, и плавбазы — надолго уходят из р о д ны х портов — на год, а бы в а е т— и больш е. М е ж д у Уем для ры ба ков пр и ка зо м министерства установлен пр е дельны й с р о к пребы вания в м о р е — шесть месяцев, ибо более длительны й отры в от б ерега наносит ущ е р б зд о р о в ью . Чтобы за бирать лю дей с промы сла и посылать на их м есто пополнение, главное управление «Дальрыба» ф рахтует у Д альневосточного пароходства па ссаж и рское судно, и оно раз возит ры баков по всем у Тихом у океану. У таких пароходов нет точного расписа ния. Д а и заранее нам еченны й м арш рут ча сто ломается на ходу. Случается иной раз: ж д е т ры б ак целый м есяц, когд а снарядится в плавание очере дной «ры бацкий извозчик» (так называю т заф рахтованный пароход), а потом ещ е с м есяц крутится по м оря м , по ка ступит на ж ела нн ую палубу. Ни на о д н ом производстве не выпадает человеку такая долгая д о р о га от дом а д о работы . Зато уж одна на полгода. А потом — в м о р е — не бывает н епроизводительны х расходов вре мени. Здесь, ка к говор ят ры б аки, «проснул ся — и сразу на работе». М оя д о р о га от кол хо за д о судна была то ж е не ко р о тко й . Три недели крутился по м о р я м пассаж ирский Теплоход «При ам урье», по ка дош ел д о дальних б а н о к Бе рингова м о р я , где работал в то время «К ом м унист Украины ». Я не, роптал, что путь выпал д олги й. Это плавание бы ло для м еня настоящ им подар ко м Судьбы. И бо за д о р о гу я хоть краеш ко м глаза посм отрел м н огие б ерега — и хор ош о зна ко м ы е, и те, где п р е ж д е не бы вал, а главное, увидел почти все основны е районы промы сла, ра зб роса нны е вдоль дальневосточны х б ерегов страны . И хотя я давно у ж е связан с ры б акам и Тихого оке ана, но и для м еня зрелищ е бы ло впечат ляющ им , по раж а ло своим разм ахом . Н ед аром зам еститель м инистра ры бного хозяйства СССР А. Н. Гульченко а о д н о м из выступлений в печати отм етил: «За послед ние 10— 15 лет Тихоокеанский бассейн стал главным в нашей стране по ста вщ иком рыбы и м о р е п р о д укто в ... К началу д есятой пяти летки на Д альн ем В остока удалось создать м ощ н ую р ы б н ую индустрию ». Плавание на «П риам урье» сделало для м ейя эти слова вещ ественным и, зримы ми. О дна за д р у го й встаю т пе ред глазам и кар тины промы сла. И злом анны е линии б ере гов, и на их ф оне четкие ко н тур ы огро м ны х судов — плавзаводов и плавбаз, к которы м торопли во б егут с разны х сторон ю ркие сейнеры и траулеры . Стаи п р о ж о р л и в ы х ча ек, о б езум е вш и х от д аро вой ры бы . Стропы, наполненны е ящ икам и с готовой п р о д у кц и ей, исчезающ ие в безд он ны х трю м а х тран спортны х судов — « п е р е гр узч и ко в » . М ощ ный ры бны й кон вей ер Тихого океана. И всю д о л гу ю д о р о гу , ж а д н о вбирая в се бя первы е м о р с ки е впечатления, я н е пере ставал дум ать над словами Гамса. Пытался представить, ка к стану работать на судне. Восстанавливал в памяти то, что знал о лю дях, с ко то ры м и н е ско л ь ко м есяцев пред стояло вм есте ж ить и работать. Питерские мореходы О сенни м д н е м 1957 года прибы ли в кол хоз из Л енинград а два м ол о ды х ш турмана. О ни только что закончили м о р е х о д ку , на Д альний В осток приехали ещ е в училищ ной ф орм е: кителя, бушлаты, м ичм ан ки . О д нако эта привы чная глазу од е ж д а сидела на них по -п итерски ф орсисто, видом своим эта па ро чка явно отличалась от м естны х парней, учивш ихся в м о р е хо д ка х б л иж н и х горо до в и пр ие зж а вш их д о м о й на каникулы . М о ж ет, из-за этого, а м ож ет, из-за того, что бы ли м оло ды е ш турм аны первы м и за всю и сторию колхо за «Новы й м ир» специа листами, не вы ращ енны м и здесь, в поселке, а приглаш енным и со стороны , но так или иначе разгляды вали аб ори гены этих пар ней, ка к за м о р с ку ю д и ко вин у, кто просто
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2