Сибирские Огни, 1978, № 3

130 АЛЕКСАНДР ШВИРИКАС м аш ину. Это Ф р е д Ш ам илов — мастер участка. Он, ка к выяснилось, ещ е и ко м с о р г м ех- колонны . П рощ аю сь с Баскауловым , которы й пе р­ вы м д е л о м направляется к экскаватору К р о - хал ева— передать привет. Не выполнить пр осьб у нельзя — таков неписаный закон ю го р с ко й зем ли. Я с Ф р е д о м 'с т о ю у края карьера, наблю даю за работой трех экска­ ваторов. — Тут два сем ейны х экипаж а,— объясня­ ет м не Ш ам илов.— Вон на том , дальнем от нас, работаю т отец и сын Ф е д о р о вы . О ни реш или объединиться по п р им е ру Крохале- ва. С ам Вениамин С тепанович — на левом . У него на стреле противотум анная фара. Из своих запасов выделил! Д ля личного автом о­ биля припасал, а поставил на «личный» эк­ скаватор. «М осквич» обойдется и без таких фар, а этой м аш ине они н у ж н е е —.в карье­ ре д аж е в сильный м о р о з парит... Ф р е д вним ательно наблюдает, ка к запол­ няется п е ско м кузо в . Н ескол ько взмахов ковш а — после ка ж д о го К р А З чуть приседа­ ет — и два ко р о тки х гуд ка : сигнал экскава­ торщ и ка, что м о ж н о ехать. О становив в ы е зж а ю щ ую из карьера м а­ ш ину (е м у Н еобходим о съездить к м есту от­ сы пки), Ф р е д приглаш ает м еня с собой. В троем без труда по м ещ аем ся в пр о сто р ­ ной кабине. Н есм отря на м о р о з, в ней теп­ ло: внутри кабина обита в о й л о ко м с учетом «северного варианта». Ш оф е р К рА З а — Иван Ш еин, с н ж е п р оф о р г м ехколонны , серьезны й, рассудительны й. В пути нам то и д ело встречаю тся м аш и­ ны коло нны , возвращ ающ иеся в карьер. О ни бы стро пе р е клю ча ю т фары, чтобы не ослепить нас. — Это Геннадий К о р и ко в ,— ко м м е н ти р у ­ ет Ш еин.— Он, м е ж д у прочим , отвозил пе р­ вый самосвал с гр ун то м для новой трассы. А грузил старш ий Крохалев. Ж алко, не за­ печатлели это собы тие. М о р о зя ка стоял такой, что все ф отоаппараты вышли из строя. Иван ко р о тко аттестует всех водителей, маш ины ко то ры х идут нам навстречу. Он д оволен ими — сегод ня отсы пка идет на р е ко р д н о м уровне. К р А З ы б ез ед иной за­ д е р ж ки отвозят грунт из карьера. — Э кскаваторщ ики отличаю тся,— говорит пр оф ор г.— Нет по их вине простоев. Чел­ н о ко м крутим ся — только успевай кузо в подставлять. У Крохалева иначе не быва­ ет,— добавляет он.— Черпает песок, ка к л о ж ко й . Я лю бл ю с ним работать, да и д р у ­ гие водители тож е. М аш ину гр узи т на пол­ ный ковш , равном ерно. А то есть ещ е м а­ стера: ко р м у пе регрузят, а возле кабины — пусто. Ф р е д такой рейс и не зачтет! Я спраш иваю у Ф ред а, совпадает ли его м нение с м нением проф орга. Ш ам илов почем у-то уводит глаза в сторону и улыба­ ется. — Войдите в по лож е ни е! — см еется Ш е ­ ин-— Н еуд обно ем у родственников похва­ ливать. А все од но придется. О ни того стоят. Так выясняется, что и Ш ам илов влился в знам енитую м ехан и за тор скую сем ью . Он ж енат на д оче ри Крохалева А нтонине. Ее мы то ж е с к о р о увидим . Тоня наблю дает за правильной отсы пко й грунта в полотно до­ роги. И вот в свете фар вы рисовы вается ее фи­ гур ка в д линном , д о пят, я м щ и ц ко м полу, ш убке. С, тр у д о м одолевая его тяжесть, А нтонина бегает по насыпи, зна ка м и пока, зывая, куд а под гонять м аш ину. Ш еин, высу­ нувшись из кабины , сн оро висто подводит К р А З к сам ом у кр а ю насыпи. М аш ину не­ ско л ь ко раз тряхнуло — это освобождается от грунта кузо в . М ы пры гаем с п о д н о ж ки на полотно бу. дущ ей д о р о ги . — Замерзла? — участливо спрашивает Ф р е д у ж ены . — Что ты?! — З аиндевелы е ресницы и беленны е м о р о зц е м русы е волосы , выбив­ шиеся и з-по д платка, д елаю т Т оню похожей на С н е гур о ч ку.— М е рзн уть н екогд а. Папа та кую запа рку дал — ни м инуты пере­ дыш ки. Ф р е д снова в щ екотл и в ом положении. Ему предстоит контр оли рова ть ра боту Ан­ тонины , ка к и остальны х ро д ствен н иков. На­ с ы п ь— с л о ж н о е и н ж е н е р н о е сооруж ение, и ответственность у Ф р е д а больш ая. Мастер разы скивает воткнуты е в снег широкие охотничьи лы ж и, обиты е м ехом , и, став на них, н е ско л ь ко раз об ход ит участок полот­ на. Тоня, у ж е занятая р а згр у з ко й очеред­ ной м аш ины , то и дело бросает в е го сто­ р о н у тр ев ож ны е взгляды . Но вот лы ж и сно­ ва поставлены в сугр о б , и Шамилов, д овольны й увиденны м , реш ает возвратить­ ся в карье р. А нтонина ор ие нти рует шофе­ ров правильно, зам ечаний у м астера нет. П р е ж д е чем уехать об ратно, Ф р е д от­ правляет ж е н у погреться, а сам встречает н е ско л ько м аш ин. Теперь и е го ресницы опуш ены инеем., Но Тоня в ско р е возвраща­ ется. — Не превыш ай свое сл уж е б н о е полож е­ ние,— ш утливо говор ит она, отстраняя мужа от н е за ко н н о занятого поста.— И папу успо­ кой, чтоб не волновался. Я ж е сибирячка! «З д оро вью м о е м у полезен русски й холод». И длинны й вы ход ной скоро ... Я узна ю , что в м е хко л о н н е у ж е давно введен так назы ваемы й вахтенный м етод с кр угл о суто ч но й работой всех механизато­ ров. — «Крутящ ийся м ом ент» — кр у гл ы е сут­ ки, ка к говор ит В ениамин С тепанович,— за­ мечает Ш ам илов. Весь обратны й путь он рассказы вает мне о сути «великих перем ен», что произошли в тридцать сед ьм ой колонне. На участке о д н овре м ен но , в течение де­ сяти дней,— две вахты, третья отды хает поселке. Пять дней отды ха после трудовой декады полагается водителям , экскаватор­ щ икам , поварам и м астерам. Чуть не целую неделю — отдыхай. Заним айся учебой, ходи в кино. С ургут под б о ко м — м о ж еш ь съез­ дить и на го р о д с ко м автобусе, а то и н личном «М осквиче». — М о л о д е ж ь довольна,— увер ен но заяв ляет Ф р е д . И наш новый водитель Николай Товкач согласно кивает в зна к подтверж де ния.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2