Сибирские Огни, 1978, № 3
128 АЛЕКСАНДР ШВИРИКАС целью откры ть детям глаза на то, как п р е к расна не потревож енная че л овеко м тайга, и как принесли они д ом ой б уке т из тем но вишневых, винно-красны х и оранж евы х листьев. Тогда и прим етил я эту особенность К р о - халева— не замы каться только на работе, на своем деле, хотя он о и составляет в а ж нейш ую часть е го ж и зн и . И ещ е од но по нял я: глава б ольш о го сем ейства был обе спо ко е н не только передачей свое го р е м е сла детям , воспитанием привязанности к «родовой» специальности. Гораздо больше заботило его, чтобы дети наследовали сам дух семьи, ее «ф амильные ценности», если м о ж н о так вы разиться. В скоре П рииртыш ье приш лось оставить. С ледующ ая веха сем ейной хро ни ки К роха- левых — С ред нее П риобье. М ехколонна передвинулась под С ургут, ставший столи цей неф тяников С ибири. С ургут некоторо е врем я считался конечной станцией Севсиба. С ем ья Крохалевы х обосновалась в поселке возле аэропорта. Но тут ж е выяснилось, что это вовсе не конечны й пункт назначения. Вначале бы ло реш ено пр од олж и ть д о р о гу д о Н иж невартовска, возле ко то р о го нахо дился крупне йш ий пром ы сел страны — Са- м отлор. П отом , ещ е д о заверш ения участка С ургут— Н иж невартовск, м ехколонна полу чила новое задание: начать отсы пку полотна самой северной из строящ ихся в стране м а гистралей — трассы С ургут— У ренгой . В О сновны х направлениях развития на р о д н о го хозяйства этот объект был назван в ряд у важ нейш их строек. Д о р о га необхо дим а для того, чтобы в десятой пятилетке под клю чить в ра зра б о тку несколько неф тя ных м есторо ж д е ни й и газовы й гигант У рен гой, одно из труд но до ступны х хранилищ го л уб о го топлива. И од ни м из основны х под ряд чи ков вновь выступил свердловский трест «Уралстройм еханизация», в состав ко то р о го входит м ехколонна № 37. Первый ковш зем ли на севе рн ом направ лении вынул экскаватор Вениамина К роха- лева. Л учш ий экскаваторщ ик установил пе р вый р е ко р д на новой трассе, р е ко р д , ко то рый ком м уни ст Крохалев посвятил XXV съезду КПСС, откры вш е м уся в тот пам ят ный для него день. 2 Первое, что я увидел, подойдя к поселку м еханизаторов,— флаг возле кон то ры в честь экипаж а Крохалева. За год, что тр и д цать седьм ая ведет отсы пку полотна на ур е н го й ско м направлении, флаг этот восемь раз подним ался в честь ветерана м е хко л о н- «ы. Восемь раз в ¿оревновании экскаватор щ иков выходил победителем мой. старый знакомы й. И новая магистраль стала для него зам етной вехой в рабочей биограф ии. Зашел в ко н то р у — узнать, ка к добраться д о участка, где трудится Крохалев. В кон то ре пусто и тепло. С удивлением зам ечаю вдоль стен плоские батареи водя ного отопления. Значит, поленницы дров возле д ом и ко в, создававш ие иллю зию си б и р ско го села, несут чисто д екоративную ф ункцию ? Или это неизрасходованны е ста ры е запасы? Д вер ь кабинета начальника откры та. К о г да я вош ел, сравнительно м ол о д о й ч е р н о куд ры й человек не сразу оторвался от своего занятия. О н м акал перо в б а н очку с красной туш ью и, пр ид и рчиво погляды вая на лист бум аги, писал каки е-то циф ры . Представился. — Д о б р о го зд о ров ьи чка! — слыш у в от вет.— И ванна» Григорий М ихайлович, на чальник м ехколонны . О н словно бы см утился, что е го застали за таким несолидны м занятием, и поспеш ил прояснить картину: — «М олнию » надо нарисовать, а все м а- ло-м альские худ о ж н и ки на трассе. Вот и приш лось тряхнуть стариной. Не надо д о л го пригляды ваться к н ем у, чтобы понять: Иванчак — с У краины . Д ей ст вительно, после армии парень из го р о д а Ч ерновцы попал в С ибирь по ко м с о м о л ь ской путевке, был м еханизатором , п р о р а бом , без отры ва от производства окончи л Уральский институт и нж е не ров транспорта и потом у ж е возглавил м ехкол о нн у. Тушь на «м олнии» высохла, и И ванчак пе ревернул лист — для эко н о м и и д еф и ци тно го полуватмана новое соо бщ ени е писалось на о б оро те пр е ж н е го . То, старое, извещ ало, что по итогам соревнования под разделений треста тридцать седьм ая заняла первое м е сто. Назывались и фамилии лучш их м ехани заторов. Заметил зн а ко м ую ф ам илию . О на повторяется — Крохалев Вениамин и К роха лев Борис. — Сын Вениамина Степановича? — инте ре сую сь. — О н и есть,— по д твер ж да ет Иванчак. Г ригорий М ихайлович рассматривает свои испачканны е туш ью , ко р о тки е , чуть ра сплю щ енны е пальцы бы вш его м еханизатора. — С ем ьищ а замечательная. Я с ними три трассы прош ел и не перестаю удивляться. Все севернее уход и м , а они не б о я тс* ни тайги, ни тундры , ни черта! Вот посм отрите, что делаю т. О н вы клады вает пе ред о м н ой последние сводки. О ни вы глядят, ка к по бе дны е реля ции. И снова откры вае т их ф амилия К ро ха лева. — С тарший Крохалев вм есте с сы н ом взяли сам ое напр яж е нн ое обязательство. Хотят перекинуть план за три год а с не больш им га ко м !— говор ит И ванчак.— И я уверен: сделаю т. С ем ейственность тут на пользу. Д о б р о го им зд о ровьи чка!.. 3 В прочем , ка к я с ко р о убедился, «семейст- .венность» идет на пользу не только К роха- левым. На трассу м еня отвозил вахтовым ав тоб усо м А лексей Баскаулов. Я принял его вначале за м естно го у р о ж е н ц а — ханты или манси. Темные, чуть раскосы е глаза, пря мы е ж е стки е волосы, характерны й вы говор. О казалось, хакас. Х одит с м е хко л о нн о й вто рой д еся ток лет, с Тайшета. Все эти годы водил К рА Зы . Это пятая е го трасса. В сюду
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2