Сибирские Огни, 1978, № 3

ОЧЕРК И ПЯЕЛИЦИСТИКА ГГ ПГН1/1 В НЕФТЯНОМ ПРИОБЬЕ Александр Швирикас, инженер ФАМИЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ 1 П осе л ок стоит вдоль зим ника, ка к д е р е в ­ ня вдоль ре чки. О н и п о х о ж на справное си б и р с ко е село в чистом б ору. Н и зкое се­ вер но е сол нце не м о ж е т съесть наросты инея на м алахитовы х соснах. Д е р е в ья на­ по м ин аю т негативны е изо бра ж ен ия, какие видиш ь на ф отопленке. В озле ка ж д о го щ и то вого д о м и ка — д ли н ­ ные поленницы д р о в , укры ты е снеговым и навесикам и. По зи м н и ку , несм отря на во­ скресе нье , сн ую т оран ж евы е «М агирусы », гр о м ы ха ю т «Уралы» с ф ерм ам и м остовы х п е рехо д о в на прицепах, идут гр уж ен ны е п е с ко м «Татры». Но больш е всего К р А З о в — неказисты х, но внуш ительны х ветеранов м н огих ж е л е зн о д о р о ж н ы х трасс. Радиаторы м аш ин укры ты пр остеж ен ны м и ко ж а н ка м и : словно по по ны накинуты на ра згор яче нны х коней . Вним ательно всм атриваю сь в лица водителей: м ож ет, м елькн ет знаком ое? Я у ж е не раз бывал в м еханизированной ко л о н н е № 37 на разны х этапах строитель­ ства ж е л е зн о й д о р о ги , получивш ей назва­ ние Севсиба. Так у ж склады валось, что этот коллектив, заняты й отсы пкой ж е л е зн о ­ д о р о ж н о го полотна, пе ри од и чески направ­ ляю т на самы е ответственны е участки м аги ­ страли. И на ка ж д о м из них я встречался с В ениам ином С тепановичем Крохалевы м , э к­ с ка в а то р щ и ко м этой колонны . Знаю его давно и по вехам биограф ии Вениамина С тепановича п р осл е ж иваю этапы стального пути, так н е о б хо д и м о го тем, кто осваивает Тю м ен ский север. Вначале м еханизаторы тридцать седьм ой б азировались о ко л о д р е в н е го Тобольска, и в ковш е экскаватора Крохалева желтела зем ля С у згу н с ко го холма, на ко то р о м , по пр ед анию , стоял островерхий шатер в о з­ лю бленной хана Кучум а красавицы С узге. Здесь впервы е увидел я Крохалева и сра­ зу выделил его среди д руги х экскаватор­ щ иков, хотя не был он еще в то врем я от­ м ечен наградами и славой лучш его по проф ессии. В прочем , слава была. Это была д об рая рабочая слава, всегда сопутствовав­ шая ем у. После того, ка к тугой гу д о к ргласил о к ­ рестности д ревней столицы С ибири и вся сем ья Крохалевы х на торж ественном митин­ ге встретила первый тепловоз на станции То­ больск, снова прозвучало военное слово «П ередислокация». В следующ ий раз нам приш лось увидеться возле ям щ и ц ко го села Д ем ья нское , на «круглом » — четы рехсотом , считая от Тю м ени, килом етре. Здесь: семья Крохалевы х ж ила вначале в палатке, потом во вре м янке , деля с Вениамином С тепано­ вичем тяготы кочевой ж изни. Но вот и в Д е м ья нское по насыпи, возве­ д енной м еханизаторами, были пр об рош е ны рельсы, потом ки ямщ иков увидели первый паровоз, а экскаваторщ ик Крохалев устано­ вил р е ко р д , благодаря ко то р о м у имя его стало известно всей стройке. Но когд а мы встретились снова, этот казавшийся вначале сум рачны м человек говорил не о куб о м е т­ рах грунта, а о том, ка к красивы стрельча­ тые ели, росны е полн окровны е кедры , ка к тревож и т его вид осенней, полы хающ ей всеми ж а р ки м и краскам и прииртыш ской тай­ ги. О н говорил, что написал в газету «Гу­ д ок» небольш ую статейку с пр ед лож е ни ем , ка к лучш е сохранять лес в зоне б удущ ей м агистрали, хозяйски использовать сруб лен­ ные деревья, и с горд остью показы вал вы ­ р е зку из газеты. О н с улы б кой рассказывал, ка к с сы ном Б орисом и д оче рью Н ад еж д ой ходил на охоту... без патронов, с единственной

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2