Сибирские Огни, 1978, № 2
ЧЕРЕЗ ОПТИКУ ПАМЯТИ 93 Одной из «слабостей» Рыбалкина была его ревнивая любовь ко все му, что связано с Казахстаном, где Тимофей Семенович прожил лучшие годы своей жизни и откуда ушел на фронт. — Вы знаете, что такое Казахстан? —спрашивал он. И отвечал: — Это гигантский сундук, полный сокровищ. Это —хлеб и золото, уголь и медь, сера и платина, мед и кумыс, яблоки и виноград, шерсть и пше ница, арбузы и рыба... Это —просторы немерянные, стада несчитанные... А народ там какой! Каждый десятый человек —акын... Нет края краше и благодатнее Казахстана! — Преувеличиваете, Тимофей Семенович! —возражал я,—Видно, не зря говорят, что всяк кулик свое болото хвалит. — Казахстан —болото? —гневно повышал голос Рыбалкин.— Как вы смеете оскорблять мою республику? — А чем она лучше моей? Вслушайтесь: Чу-ва-ши-я! Звучит, как пшеничное поле под ветром,—подливал я масла в огонь. Все новые и новые аргументы приводили мы, азартно споря и от стаивая славу своих республик. Но это, конечно, были шуточные споры. И кончались они тем, что мы приглашали друг друга погостить в своих краях после войны. В часы досуга нередко развертывались у нас и беседы о поэзии. На чинал их опять-таки Рыбалкин. Встанет, бывало, из-за походного стола и скажет: — Минутку внимания, братцы! Привет вам от Алексея Суркова. Вот его новые стихи. Хорошо поданы —на голубой тарелочке с золотой кае мочкой.—И начинал читать: В золоте полдня сосен верхушки, Солнца звенящего —край непочат. А из-за леса тяжелые пушки, ' Не уставая, кричат и кричат. Кто запретит в этот полдень кричать им? Что им до радостной боли зерна? Им ведь не слышно, что вешним зачатьем Каждая травка напряжена... В другой раз, получив почту, Тимофей Семенович торжественно про возглашал: — Братья-буквописцы и буквоукладчики! Слушайте новую главу «Василия Теркина»! Самозабвенно, с наслаждением «выдавал» он нам строки бессмерт ной «Книги про бойца». Может быть, кто-то читал их лучше, артистичнее, но я никогда не забуду того влюбленного тона, который слышался мне в чтении Рыбалкина. И сейчас, когда я раскрываю поэму Твардовского, в моих ушах звучит рыбалкинский голос. Прочитав очередную главу «Василия Теркина», Тимофей Семенович обводил нас таким победоносным взглядом, как будто сам был ее автором. «Литературные антракты» посвящались Константину Симонову, Се мену Кирсанову, Александру Прокофьеву, Николаю Тихонову, Павлу Антокольскому, Маргарите Алигер. Рыбалкин хорошо знал и русскую классическую, и современную советскую поэзию, был жаден до книжных новинок. Он успевал про честь все журналы и газеты, доходившие до политотдела дивизии. И все, что волновало, тревожило, изумляло его, редактор щедро переда вал нам. Любрвь Тимофея Семеновича к поэзии иногда толкала его на совер шенно неожиданные, почти курьезные поступки. Таким поступком, к примеру, было решение, которое он принял, готовя автора этих строк к вступлению в партию.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2