Сибирские Огни, 1978, № 2
86 ИВАН КРАСНОВ защищенным, открытым всем осколкам и пулеметным очередям. Тряс ке на попутной машине в дневное время мы охотно предпочитали бы пе шие марши. Но «на своих двоих» дивизию быстро не обойдешь, а мате риал для газеты нужен сегодня: «Жив ты или помер — выдай строчки в номер!» И мы кидались на любую попутную, садились на снаряды и реактивные мины, на ящики с гранатами и мешки с пшеном, прижима лись к бензовозам и автокухням. Однажды я мчался к передовой в кузове запыленной полуторки. И случилось так, что среди открытой степи эта полуторка догнала два других грузовика. А навстречу катились еще три или четыре автомаши ны. «Поскорее бы разминуться с ними, а то беды не оберешься!» — мелькнула в голове тревожная мысль. И едва я подумал об этом, из-за волнистого белого облака вынырнули фашистские бомбардировщики. Десятка четыре «юнкерсов» развернутым фронтом летели на бомбежку волжской переправы. Вокруг них гарцевали поджарые «мессеры». Зло вещий вой стервятников оглашал окрестность. Вражеские самолеты прошли над проселком, и я уже начал наде яться, что опасность миновала. Но вдруг от огромной стаи отделились три бомбовоза и, сделав крутые виражи, повисли над дорогой. Встреч ные грузовики метнулись вправо и рлево от нее. Шофер моей полутор ки, заглушив двигатель, выскочил из кабины и побежал к>ближайшей воронке. А я не успел принять решения. Холодея от мысли, что вот он— мой последний час, лег на дно кузова и прижался к борту, словно это была танковая броня. В ту же секунду адский визг и грохот возвестили о начале бомбежки. Земля заходила ходуном. С хрустом, похожим на' треск разрываемого брезента или попавшего под жернова стекла, уда рила по грузовику очередь крупнокалиберного пулемета, и я с ужасом увидел ее зияющие следы сантиметрах в двадцати от своего плеча. Ли хорадочно подумал: «Не кинуться ли к воронке, в которой залег шофер?» Но над головой мелькнула тень очередного пикирующего «юн- керса», завизжали новые бомбы. Они рванули землю вокруг беззащит ной полуторки, и мимо моего уха, разметав волосы, просвистел раска ленный осколок. В лицо так дохнуло огнем, что и сейчас, через тридцать пять лет, вспомнив об этом, я ощущаю нечто похожее на ожог. На этом, однако, мои злоключения в этот день не кончились. Кило метрах в трех от переднего края полуторка вновь попала под бомбежку. Но тут нас с водителем выручили советские «ястребки». Внезапной ата кой они расстроили боевой порядок немецких бомбардировщиков и по дожгли три «юнкерса». Один из них врезался в землю в полукилометре от дороги. На помощь «юнкерсам» примчались «мессеры». Завязался яростный воздушный бой. Для двух фашистских истребителей он оказался пос ледним. Летчики выбросились из подбитых самолетов. Один спустился на парашюте в расположении противотанкового дивизиона, куда я дер жал путь, а другой с нераскрывшимся парашютом шлепнулся на дорогу перед радиатором нашей полуторки. Запомнилось его лицо, искаженное предсмертным ужасом. — Долетался, сволочь! —мстительно произнес шофер. С той же дороги с болью в сердце мы наблюдали за последними виражами нашего подбитого истребителя. На месте его падения и взры ва образовалась большая воронка. В воздухе^- мелькнули обломки крыльев, детали приборной доски и... бронзовая ложка. Я подобрал эту ложку и долго хранил ее в вещевом мешке. На ней острым гвоздем была начертана фамилия владельца: «Лейтенант Рагозин». Несмотря на беззаветную отвагу советских летчиков, фашистская авиация в те дни буквально давила нас своим численным превосходст вом. Гитлеровские пираты до того обнаглели, что вместе с бомбами
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2