Сибирские Огни, 1978, № 2

62 А. ДЕМЧЕНКО вым волчьим глазом злорадно подмигивала ему. И тут его осени­ ло: маяк! Да, это был неоновый светомаяк аэродрома, и он передавал позывные дальней приводной радиостанции: точка-тире —тире-точка. Кажется, сто пудов свалилось с плеч обрадованного Ткаченко. И сразу все стало на свои места! Стрелка радиокомпаса показывала точное направление на привод —светомаяк тому порукой. Вернулось доверие к курсу самолета. А главное —была твердая убежденность, что внизу не океан, а земля, твердая, прочная, родная земля. Домой! Только одно желание владело им: как можно скорее долететь до аэродрома! А там —^оть трава не расти! И завалится он спать. Ох, как хочется уснуть! Сейчас же, сию минуту! «Ну, что с тобой, Ткаченко? Ведь днем, перед ночными полетами, ты вроде бы и отдохнул как положено. Это нервное... Возьми себя в руки!» Светомаяк теперь мигал очень ярко —до аэродрома рукой подать. Вот обозначилась внизу ровная цепочка огней. Это огни подхода. Далее идут два ряда других огней: взлетно-посадочная полоса. Видят ли с земли машину Ткаченко? Аэронавигационные огни на концах плоскостей горят —значит, должны, значит, обязаны увидеть! А что если нет? Ему опять стало не по себе. Неожиданно вспыхнули посадочные прожектора. Увидели! Но радость его оказалась преждевременной. Прямо перед собой он заметил черный силуэт другого самолета. Это отрезвило Ткаченко. Сей- . час самолет сядет, и прожекторы выключатся, а его машина останется никем не замеченной. Ходи тогда по кругу, аукай -—все равно никто те­ бя не. услышит. Еще не отдавая себе отчета в грамотности своих дейст­ вий, он увеличил скорость, чтобы сократить расстояние между собой и заходившим на посадку самолетом. Надо успеть приземлиться вслед за ним до того, как погаснут прожекторы! Скорей, скорей! Только бы не попасть в спутную струю *, а то тебя ■выбросит из нее, как котенка. И как это бывает в жизни, когда наруша­ емся последовательность в действиях,—одна ошибка неизбежно влечет за собой другую, Ткаченко совершенно забыл про... шассй. Когда до приземления машины оставалось каких-нибудь секунд де­ сять, в глаза Ткаченко бросились три горящие красные лампочки — «шасси убрано». Его обдало жаром. Мгновенно' дал турбине полные обороты и взял на себя ручку управления. Машина взмыла вверх, пе­ ред глазами застыло звездное небо. Поняв, что спасен, Виктор устало откинул голову к бронезаголовни- ку. Тело его обмякло, руки словно свинцовой тяжестью налились. Тупое равнодушие овладело им. «Не сметь!» —закричал он себе, нащупав в темноте кран аварийной подачи кислорода. Свежая струя чистого кислорода хлынула в гермошлем, возвращая телу живительную бодрость. «Вот так это $ бывает»,—подумал он. Лишь на один миг он представил себе, что творится сейчас на стар­ товом командном пункте. Народу, наверное, набежало... Тревога, расте­ рянность, суматоха... А полковник Курилов, должно быть, охрип, крича в микрофон. Набрав высоту пятьсот метров, Ткаченко прошел над полосой и по­ мигал аэронавигационными огнями, давая понять, что у него отказала радиостанция. Ну, да это они и без того давно поняли, но порядок есть порядок. Не торопясь, он выпустил шасси, проследил, как загорелись три ‘ С п у т н а я с т р у я —потоки возмущенного воздуха, оставляемые за веактив ным самолетом.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2