Сибирские Огни, 1978, № 2

50 А. ДЕМЧЕНКО лям», выдерживал заданную скорость, высоту, курс,— вел чуткую ма­ шину строго в заданном режиме. Ничто не напоминало о том, что за бортом бушуют леденящие вих­ ри возмущенного воздуха и что усилившийся дождь бьет по бронестек­ лу, как бы пробуя его на крепость. Слегка потряхивает —-ощущение полета все же есть,—да еще дви­ гатель шумит монотонно, шелестяще, точно вентилятор, медленно шеве­ лятся стрелки приборов. Иногда в облаках появляется что-то вроде просвета, как будто солнце пробилось сквозь толщу облаков, и глаза невольно отвлекаются от приборов: хочется что-то все-таки увидеть, кроме этих дергающихся стрелок. Но стоит лишь отвести взгляд —- сра­ зу начинает казаться, что лежишь на боку или на спине. В таких случа­ ях —не отрывай взгляда от авиагоризонта и верь ему, верь гораздо больше, чем самому себе, своим ощущениям. Лечу прямо? Не может быть! Я — на спине! И невольно тянешься переложить истребитель в нормальное положение. О, как они опасны и коварны — ложные ощу­ щения! Приборы и еще раз приборы! Вот они —твои глаза! Только они скажут тебе правду. А если вдруг, подчинившись ощущениям, ты все же усомнился в них — срочно переключайся на дублирующие. Все это Климов испытывал уже не раз, но раньше все было гораздо проще. До этого он летал за облаками и под ними. Время же пребыва­ ния в абсолютной невидимости естественного горизонта было ограни­ чено. Полет на учебно-боевом самолете не в счет. Там —добрый дядя за спиной может вмешаться в нужный момент, поправить, помочь. Для малоопытного пилота полет в облаках — сплошная борьба с самим собой, со своими чувствами и ощущениями. Владимир обливался потом. Горячие капли текли по лбу, скаты­ вались на брови, ползли по худощавым, тронутым редким пушком щекам. «Спокойнее, не суетись, правильно распределяй свое внимание»,— время от времени приказывал он себе, и его глаза совершали замкнутый круговорот по заранее заученной схеме, так необходимой в «сложном» полете: с авиагоризонта на высотомер, с высотомера на указатель ско­ рости, с указателя скорости на вариометр. Затем — короткий взгляд на. приборы контроля двигателя и опять все сначала. А полету в облаках, казалось, не будет и конца... •••— Ты, никак, из парной? —такими словами встретил Климова на земле Воронов. — Там, пожалуй, пожарче,— сознался Владимир.—Да ты и сам-то весь мокрый. — Пока тебя дождался, вымок под дождем. — Давай, давай,—хитровато прищурился Владимир, и друзья рас­ смеялись. — А признайся, жутко? — спросил Геннадий. — Нет, ничего. Правда, иногда сверкнет мысля: на кой дьявол все это нужно? — Что нужно? =— Ну, эти... сложные... Куда веселей летать, когда над тобой чи­ стое небо, видимость — миллион на миллион. — Зато какая практика! Каждый такой полет —шаг к первому классу. Представляешь — первый класс! Мечта! — Класс-то классом,— вздохнул Владимир,—Но у меня есть еще одна задумка. — Какая? — глаза Воронова оживились. — Подумываю насчет академии. Воронов удивленно переспросил:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2