Сибирские Огни, 1978, № 2
50 А. ДЕМЧЕНКО лям», выдерживал заданную скорость, высоту, курс,— вел чуткую ма шину строго в заданном режиме. Ничто не напоминало о том, что за бортом бушуют леденящие вих ри возмущенного воздуха и что усилившийся дождь бьет по бронестек лу, как бы пробуя его на крепость. Слегка потряхивает —-ощущение полета все же есть,—да еще дви гатель шумит монотонно, шелестяще, точно вентилятор, медленно шеве лятся стрелки приборов. Иногда в облаках появляется что-то вроде просвета, как будто солнце пробилось сквозь толщу облаков, и глаза невольно отвлекаются от приборов: хочется что-то все-таки увидеть, кроме этих дергающихся стрелок. Но стоит лишь отвести взгляд —- сра зу начинает казаться, что лежишь на боку или на спине. В таких случа ях —не отрывай взгляда от авиагоризонта и верь ему, верь гораздо больше, чем самому себе, своим ощущениям. Лечу прямо? Не может быть! Я — на спине! И невольно тянешься переложить истребитель в нормальное положение. О, как они опасны и коварны — ложные ощу щения! Приборы и еще раз приборы! Вот они —твои глаза! Только они скажут тебе правду. А если вдруг, подчинившись ощущениям, ты все же усомнился в них — срочно переключайся на дублирующие. Все это Климов испытывал уже не раз, но раньше все было гораздо проще. До этого он летал за облаками и под ними. Время же пребыва ния в абсолютной невидимости естественного горизонта было ограни чено. Полет на учебно-боевом самолете не в счет. Там —добрый дядя за спиной может вмешаться в нужный момент, поправить, помочь. Для малоопытного пилота полет в облаках — сплошная борьба с самим собой, со своими чувствами и ощущениями. Владимир обливался потом. Горячие капли текли по лбу, скаты вались на брови, ползли по худощавым, тронутым редким пушком щекам. «Спокойнее, не суетись, правильно распределяй свое внимание»,— время от времени приказывал он себе, и его глаза совершали замкнутый круговорот по заранее заученной схеме, так необходимой в «сложном» полете: с авиагоризонта на высотомер, с высотомера на указатель ско рости, с указателя скорости на вариометр. Затем — короткий взгляд на. приборы контроля двигателя и опять все сначала. А полету в облаках, казалось, не будет и конца... •••— Ты, никак, из парной? —такими словами встретил Климова на земле Воронов. — Там, пожалуй, пожарче,— сознался Владимир.—Да ты и сам-то весь мокрый. — Пока тебя дождался, вымок под дождем. — Давай, давай,—хитровато прищурился Владимир, и друзья рас смеялись. — А признайся, жутко? — спросил Геннадий. — Нет, ничего. Правда, иногда сверкнет мысля: на кой дьявол все это нужно? — Что нужно? =— Ну, эти... сложные... Куда веселей летать, когда над тобой чи стое небо, видимость — миллион на миллион. — Зато какая практика! Каждый такой полет —шаг к первому классу. Представляешь — первый класс! Мечта! — Класс-то классом,— вздохнул Владимир,—Но у меня есть еще одна задумка. — Какая? — глаза Воронова оживились. — Подумываю насчет академии. Воронов удивленно переспросил:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2