Сибирские Огни, 1978, № 2

192 Н. ЯНОВСКИЙ счастья человека, о конечной цели его большого искусства: «Но куда Вы зовете человечество? Какой же путь Вы ему указываете? Как найти, и где найти, и в чем найти покой душе? Ведь у вас все «прикопычены» чумазым анчут- кой, все кругом несчастны, ведь отчаяние может напасть на человека малодушного. Мне думается, Ваш символ веры: «Надо принять всю судьбу—всю недолю и при­ нять ее вольно и крепко, и благословить ее всю до конца». Но ведь и отец Глеб, йерез нечеловечьи страдания пришедший к этой формуле,—был ли он счастлив? А если и был, то ведь он хилый и слепой, он не в счет. Я вот и не знаю теперь (по «Пруду»), принимали Выжизнь со всеми ее ненужны­ ми, по-нашему, по-человечьи, страданиями или отметали ее?» *. Очевидно же, что такое искусство без цели, без перспективы, без идеала Вяч. Шишков принять не может и жалеет, что не может найти у А. Ремизова героев, вко­ торых этот идеал был бы воплощен. Неиз­ вестно, что отвечал на это А. Ремизов. Но если и отвечал, то, видимо, не очень убеди­ тельно, потому что вслед за этим Вяч. Шишков, ощущая внутреннюю близость Ремизова к Андрею Белому, скажет о его романе: «Петербург» Белого мне нравится своею глубиной, своей местами яркостью, но слишком он рыхло написан, соку мало, ка­ кой-то снегу подобный. Бывало, как шли мы зимой по тайге, речек нет, и вот как чай кипятить, нагребут тунгусы полный котел снегу да на огонь—растает снег, а водицы на донышке. Так и «Петербург» 1 2. И снова критика Вяч. Шишкова бьет по самому существенному изъяну в романе: 1 Альманах «Енисей». 1974, № 6, стр 65 2 Там же. стр. 67. словесная изощренность, даже глубина, но растворенная в бессодержательной пустоте, снегу много, а растает—водицы, то есть реального содержания, на донышке! Труд­ но переоценить весомость и точность этого образного критического замечания. И не­ трудно заметить, если уж ссылаться на письма, что этот в 1915 году «новичок» в столичных петербургских кругах не робко и не по-ученически еще в 1913—1914 годах оценивал произведения тех, с кем он, по уверениям Р. Колесниковой, только и «сближался», за кем только и «следовал». «Стилистическую манеру» «Ватаги» ста­ вить чуть ли не в прямую зависимость от модернистской литературы 20-х годов без учета действительной идейной позиции пи­ сателя и его предшествующего поэтическо­ го опыта вряд ли правомерно, тем более, что стиль в широком смысле— это и соб­ ственный опыт со всякого рода взаимо­ влияниями современников, и националь­ ная классическая традиция, которая сравни­ тельно легко прощупывается в творчестве Вяч. Шишкова. Писатель был потрясен колоссальными сдвигами в ранее почти не­ подвижной крестьянской массе, причем эти сдвиги были не только в сторону рево- люционно-преобразующих актов в поведе­ нии, в действиях этих масс, но и в сторо­ ну—в этом-то и трагедия! — «стихии отри­ цательного порядка», стихии необузданной, мрачно-кровавой, обесчеловеченной. И это писательское потрясение вылилось в еди­ ный, мощный, по природе своей формооб­ разующий пафос произведения—в бес­ компромиссную защиту гуманистических принципов Великой революции XX века, принципов, над которыми он мучительно раздумывал с первых дней февраля 1917 года как человек, которыми неотступно ру­ ководствовался как художник в эти первые послереволюционные годы. ♦ Рукописи меньше печатного листа не возвращаются. Журнал «СИБИРСКИЕ ОГНИ» № 2 — 1978 г. Издатель: Западно-Сибирское книжное издательство 1978 г Художественный редактор А. Н. ТОБУХ. Технический редактор Н. М. ПОТОЦКАЯ. А д р е с р е д а к ц и и : Новосибирск, 50, Красный проспект. 80 Телефоны: гл. ред.— 22-19-41, зам. гл. ред.— 21-54-28, отд-. прозы — 21-53-67 отд. очерков — 21-56-09, отд. поэзии — 21-56-29, отд. критики — 21-56-23, отв. секретарь — 21-55-18, зав. редакцией — 21-56-23. Сдано в набор 11 ноября 1977 г. Подписано к печати 28 декабря 1977 г Бумага 70X108'/,,;= 16,8 п. л.. 19,54 изд. л. Тираж 98.000. МН00170. Цена 50 коп. Новосибирск, тип. изд-ва «Советская Сибирь». Заказ 828.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2