Сибирские Огни, 1978, № 2
РОМАН ВЯЧ. ШИШКОВА «ВАТАГА»... Ш7 бы, голыепа, маленькие—в пять-шесть человек—партизанские отряды, бродяги, каторжане, сколько-то киргиз и калмыков- теленгитов, даже расстрига-дьякон с двумя спившимися с кругу семинарами». Социальная природа анархического раз гула ватаги осознавалась писателем четко и точно. А сколько убийственной иронии в этом «даже»! И чтобы никто не усомнился в том, что этот состав ватаги диктует свои правила и законы, свой кодекс, свою так тику и стратегию, автор повторяет через несколько страниц; «Народ в отряде был теперь наполовину новый, пестрый по думам и по мозолям на душе. Нужны были крутые меры или раз гульные набеги, иначе все превратится в грязь». Но повторяет он это теперь через героя, через его осмысление совершившегося факта; «разгульные набеги» как средство очищения от грязи? Так снова мы погружа емся в темь ислякоть души Зыкова. «Мысли Зыкова качались как весы; то подавленные, угнетенные, то не в меру бурные, бешеные, как с гор вода. Или вдруг взвихрит мечта бросить все и тайком умчаться в город, упасть на колени перед купеческой дочкой, вымолить про щение и...» Зыков мечется, гГотому что обречен, как быни были «чисты» некоторые его порывы. Многих и многих ввела в заблуждение честность Зыкова перед самим собой. Ока зывается, он был искренне убежден, что воюет за отцову, но глубже понимаемую веру, испытывал стыд и гнев, когда его сподвижников уличали в грабежах и наси лиях, искренне полагал, что он может стать избавителем народа от любой тирании и настоящим правителем страны, чуть ли не новым царем, если удастся собрать милли онное войско... Он искренне сомневался, казнился, страдал, и купеческую дочь Таню он полюбил тоже искренне... И это понят но, с другим, однозначно-простеньким ге роем художнику нечего было бы делать. Не картинку назидательную раскрашивал он в доказательство пагубности бандитизма— для этого не надо было писать социальный роман,—он запечатлевал процесс расщеп ления души темного крестьянина, постепен ное рождение «зыковщины» в крестьянской среде. Писатель действительно углубяется в духовный мир Зыкова, в различные об стоятельства его жизни со всей доступной ему художественной убедительностью, с авторской злостью и, что особенно смутило ортодоксальных читателей, с авторской болью за погубленную понапрасну жизнь сильного и незаурядного человека. Таящая ся в Зыкове мощь передана различными, по преимуществу экспрессивными средст вами. Он не только «чугунный великан»; если взволнован, то мысли у него «беше ные, как с гор вода»; если говорит страш ное, то как «по железу пилой», если в гне ве, то под ним «конь скачет, пляшет, из ноздрей дым, из-под копыт пламя». Одна ко настает день, когда он остается один, больной, раздавленный. Теперь он, естест венно, не так картинно-живописен, но броскость красок возмещается силой и искренностью его переживаний: «Зыков слез с коня и, пошатываясь от засевшей в нем болезни, вошел в молен ную. Огоньки, пение, народ—мирный, род ной—и пахнет ладаном. Он принюхался; да, не порох—ладан, и горящие свечи— не разбойничьи костры, и свой знакомый старый бог, свой, кержацкий. И ему захо телось молитвы, слез, вот так упасть на колени и плакать, плакать и каяться в гре хах, молиться о своей собственной судьбе, плакать и просить бога о своем личном счастье: «Дай, боже, усладу дням подло го раба твоего, Стефана». Сердце стонало от боли, и душа вся избита, обморо жена...» Сочувствуем. Больно и тяжело. И если бы не напоминание о «разбойничьих кост рах», от которых наше сердце тоже стона ло, то зыковская двойственность, пожалуй что, и не ощущалась бы. Но художник о ней постоянно напоминает и не в прямых публицистических отступлениях. Срамных—сподвижник Зыкова; он льстец, доносчик, хитрющий бандюга, стя жатель-мародер, но кроме всего, он еще и трус. Он чувствовал разницу между собой и Зыковым, потому всегда боялся возмез дия. В его глазах Зыков—бескомпромисс ный судья всех его подлых дел: «Срамных испуганно тряс рыжей голо вой, весь дрожал от внезапно охватившей его жути. Глаза юлили и боялись бешеных глаз Зыкова. Это не Зыков... Это черт. Глаза горят зеленым огнем, рот то откры вается, то закрывается, борода, как сажа, ив правой ручище безмен». Тот же огненно-пламенный Зыков, но в прямом сближении с теми, кто беспрепят ственно наполнял его отряд, и испугался Срамных напрасно: Зыков был страшен, потому что решился убить, убрать со своей дороги отца и старца Семиона, и поручал это «дело» Срамных. «В правой ручище» разбойничий безмен был в этом случае вполне уместным. Вообще зыковщина изображается без обиняков, колоритно и хлестко, то с гневом, то с веселым вызо вом: «Ели жирно, до отвалу, солили круто, перцу во щи не жалели. Кольша жрал ва ренье из кадушки горстью—ох, скусно до чего! —и вся харя его была как после мордобоя». Странно, но факт, и первые критики, и пошедшие за ними исследователи не заме тили в этих «жрал» и «харя» ничего осмыс ленного и не вчитались в такой прозрачный финал произведения, поспешив поставить знак равенства между искренне выража емой позицией Зыкова и позицией самого автора. А в последних главах романа Зы ков все растерял, он остался один и полу чает заслуженный отпор от большинства крестьян Алтая. «Черного своего коня он потерял... папаху он стащил с какого-то мертвеца, попавше гося под ноги во вчерашнем бою... безмен, винтовку, пистолет Зыков тоже потерял, остался один кинжал...»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2