Сибирские Огни, 1978, № 2
186 Н ЯНОВСКИЙ ожиданный, но психологически закономер ный—необычная любовь на какое-то вре мя заполнила его пустое сердце—оконча тельно подрывает веру в Зыкова и у близких ему кержаков, и у красных, кто еще надеялся на него, и у всего народа, который с каждым новым шагом Зыкова распознавал, с кем он имеет дело. Дерзко, безбоязненно, в глаза обличает Зыкова чахоточный мастеровой, портняга: «Он остановился перед чугунным велика ном, как перед кедром сухая жердь. — Сволочь ты, Зыков! Чума ты!.. Холера ты!...—сквозь кашель скрипел он надтрес нуто и звонко, втянутые щеки вспыхнули румянцем, воспаленные глаза, сверкая, запрыгали. , Две равных и неравных силы, взаимно истребляя себя огнем, грозно стояли друг против друга, как две скалы враждебных берегов. — Вчем дело?—спокойно и смутившись спросил Зыков. — Как, В чем дело?—и палка человека с гневом ударила в ковер.—Зачем тысюда пришел? Грабить, убивать да жечь? Толпа ответно зашумела, пыхтящей вол ной вкатилась на ковры...» Пусть взбеленившийся Зыков по-зыков- ски обрушит гнев на свое воинство,—те перь их «чалпаны» полетят с плеч, мнения народного это уже не изменит. И прово жала Зыкова из города «несчастная толпа горожан» с ненавистью, с выкриками: «Тать кровожадная! Смерть Зыкову!» И после, когда добрался он с грабежами-поборами до середняка, «зароптал на Зыкова, озлил ся без малого весь Алтай, имя Зыкова ста ло пугалом». Так по ходу развития дейст вия романа выявилось истинное отношение Зыкова к красным, к большевикам, опреде лилось отношение к нему народа и, следо вательно, отношение писателя к зыковщине. В многочисленных уже приведенных здесь описаниях обстановки, места дейст вия, в отдельных характеристиках разнооб разных лиц романа, в массовых сценах, в диалогах и монологах обнаруживается блестящее мастерство писателя. Не теряя самобытности, он чутко вслушивается врит мы молодой прозы молодой России— прозы Вс. Иванова, Л. Сейфуллиной, А. Яковлева, А. Неверова... Впитывает та^ кую и ранее близкую напевность и былин- ность, заражается ее экспрессией, фанта стичностью, пышной красочностью. Огром ные, чугунные, кряжистые и лохматые герои его напоминают чем-то восставших крестьян из первых произведений о рево люции и гражданской войне. Ах, если бы «Ватага» была пронизана тем же лиризмом, что всюду разлит в повести «Страшный кам»! Ах, если бы «Ватаге» был свойствен ивановский и сейфуллинский лиризм, иду щий от восторга перед революцией и от любви писателей к Вершининым и Софро- нам! Вяч. Шишков не может поступить так же, Зыковых он рисует с гневом и болью, с гневом против бандитов, с болью за об манутых. Он чрезвычайно осложнил свою задачу, взявшись за выявление темных сто рон партизанского движения—партизан щины, и тем самым невероятно осложнил свою творческую писательскую судьбу. • Воспевать героику революции, воспевать людей, а ком воплощена народная муд рость и правда,—дело необходимое, и ни кто не посмеет Осудить писателя. Но как только художник взволнуется тем, что на зывается «пеной революции», сосредото чится на противоречиях революционной действительности, на темном, возможно, диком и преступном, всегда найдется и чи татель, и теоретик, которые из самых луч ших побуждений заговорят о недопустимо сти сближения «высокого» и «низкого», о неправомерном сгущении черных красок или вообще о совершенно излишнем кри тическом рвении писателя. Отрицательное да еще с проникновением в его глубины и без равного тут же данного положитель ного противовеса легко объявить клеветой на революцию и предать анафеме, словно «высокое» и «низкое» не соприкасается, не сталкивается каждодневно в самой жизни. Как смеет называться партизаном «просто бандит»? Невероятно, уродливо, кощунст венно! Но в том-то и сложность, что назы вались, жили, действовали, совершали пре ступления. Вяч. Шишков, следуя лучшим традициям русской литературы, поступает по-художни- чески бесстрашно. Он стремится заглянуть в самую душу обнаруженного явления, по нять социально-психологические причины поступков Зыкова, вскрыть социальные кор ни зыковщины, показать ее подлинное нут ро во всей уже обесчеловеченной сути. Писатель видел, что за Зыковым идут (и тот их принимает!) забулдыги, жулики, раз бойники, охочие до легкой поживы, и та кие, как Срамных, кто сознательно восста навливал народ против красных, творя свои беззакония под тайный шепоток: «Это за красных им... за большевиков... Пускай знают...» Но шли за Зыковым и обманутые им—рабочие-лесорубы, особенно моло дежь, как те три кержака-парня, которые тоже не согласны со смирением старца Семиона; в Зыкове они увидели героя, за щитника их семей, земель, хозяйства. Пос ле того, как первоначальный костяк отря дов Зыкова отшатнулся от него, неразбор чиво пестрым стал состав зыковского воинства, не по прихоти автора названного по-разбойничьи ватагой. «После похорон старца Варфоломея большинство кержаков навсегда разбре лось по своим заимкам. Остались лишь преданные Зыкову, спаянные с ним кровью». Этот мотив, «спаянный кровью», всюду путствует Зыкову, как и принято в среде преступников. Но художнику-реалисту, ху- дожнику-исследователю одного мотива Мало. В жизни эволюция сложного явления идет разными извилистыми путями. Зыков- щина до поры до времени жила и чем-то питалась. «Но все-таки,—продолжал Вяч. Шишков рассказ о Зыкове,—отряд его рос и мно жился: по всем зверючьим, пешим, кон ным тропам стекались сюда дезертиры из белого стана, рабочие с рудников, лесору
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2