Сибирские Огни, 1978, № 2
184 Н ЯНОВСКИЙ колчаковщины, делают такие выводы по ин тересующему нас вопросу: «Партизанское движение в таком кре стьянском крае, как Сибирь, представляло собой довольно сложное явление. Даже в тех отрядах, где была значительная про слойка рабочих, иногда случались серьез ные нарушения дисциплины. Сибирские большевики вели настойчивую борьбу с та кими отрицательными явлениями, как анар хистские тенденции, пьянство и мародерст во. Сила партийных организаций Сибири состояла в том, что они смогли многочис ленные, часто разнородные ручейки сти хийного крестьянского протеста превратить в могучий поток сознательной всенародной борьбы за восстановление Советской вла сти. А те отряды или группы, которые не пожелали включиться в этот поток, отбра сывались, а я конце гражданской войны ликвидировались самим народом. Так слу чилось с анархистскими отрядами Новосе лова и Рогова, действовавшими в Томской и Алтайской губерниях» *. Выяснив реальную основу произведения, определив сложный характер партизанско го движения в Сибири, нам необходимо теперь разобраться в позиции Вяч. Шишко ва, понять истинное его отношение к изоб ражаемым явлениям, прежде всего к цент ральному образу повести—к Зыкову. В первых главах повес:и Зыкоз изобра жен с несомненным авторским сочувстви ем. Мы не будем сейчас касаться религи озных староверческих мотивов поведения Зыкова. О них верно сказал В. Зазубрин: выделять их с такой настойчивостью, как у Вяч. Шишкова, не следовало: «Христос зовет меня... народ зовет...» и т. п., вплоть до клятвы «всечестному образу» и призы вов—«через огонь, через меч мы возро дим веру нашу ? святом духе, господе ис тинном». Сам же Зыкоз в полемике с отцом-старовером, проповедовавшим сми рение, называет другие, земные, действи тельные причины: «Рассуди, родитель, не гневайся. Ежели все будем сидеть смирно, аки агнцы, придет волк, перебьет всех до единого, заберет себе все труды наши, вы режет скот, разорит пасеки. Сладко ли? Что ж, дожидать велишь? Что ж, прика жешь смотреть, как жгут и погубляют це лые деревни?» Объяснения такого рода, собственно, и вызывали к Зыкову симпатии читателей, особенно в сочетании с его за явлениями: «сердце мое за народ кипит»... Да и по внешнему виду Зыков привлека телен: открытое, смелое, с черной оклади стой бородой лицо, «в синей рубахе, плот ный и широкоплечий, он весь—чугун: грузно давил локтями стол, давил скамью, и пол под ногами скрипел и гнулся». Не однажды демонстрирует он всенародно свою богатырскую силу—поднял, напри мер, колокол тридцатипудовый. Крестьяне, наслышанные о ненависти Зыкова к колча ковцам, всюду хорошо встречают его, снаб жают фуражом и продуктами, объясняют, почему они готовы ему помочь: «Ну от правительства от сибирского житья не ста-1 1 История Сибири, т. 4, Л., «Наука». 1968. стр. 115—116. ло. Набор за набором, всех парней с му жиками, пятнай их, под метелку вымели. А придет отряд—всего давай. А нет—в нагайки... Ежели чуть слово поперек—ви селица... Во-о-о, брат, как. Опять же черти- собаки...» Но Зыков не поддержал разгово ра о сибирском правителе, о чехословаках, он прежде всего поинтересовался, хорош ли у них поп, не обижает ли. И услышав, что на колокольне церкви стояли колчаков ские пулеметы, приказывает ее разрушить, чем приводит крестьян в недоумение. «Ну?1 Пошто это?—опешили крестьяне.—Мешает она тебе?» Проглянуло нутро фанатика- старовера, началось авторское обличение Зыкова и зыковщины не декларативным способом, а художнически, через проник новение в характер героя, в психологию масс, которых Зыков здесь ярче, чем кто- либо другой, представляет. О «сказочной пронизи» в обрисовке З кова наговорено много. Якобы эта злопо лучная «пронизь» и свидетельствует о том, что автор идеализирует, поэтизирует и воз величивает Зыкова'. И никто почему-то не взял в расчет тот общеизвестный факт, что этический пафос сказок всех народов не только в поэтизации, но в равной мере и в обличении, в поэтизации добра и обличе нии зла. Вяч. Шишков, будучи создателем нескольких сказок, несомненно знал об этих особенностях сказки. «Сказочная про низь»—увеличительное, стекло, необходи мое ему для того, чтобы крупно показать читателю зыковщину в ее отвратном виде. Отсюда острота, или, как определил Л. Ти мофеев, «сенсационность сюжета», отсюда горбун с топором, горбун-убийца, нравст венный урод, отсюда говорящая фамилия зыковского приспешника Срамных, явно и тайно выполняющего самые грязные дела, вплоть до убийства отца Зыкова и старца Семиона по его, Зыкова, собственному за данию, отсюда гульба на улице—с блина ми и водкой, с глумливым переодеванием, с коврами и цветами, вытащенными на мо роз, отсюда же чугунный безмен Зыкова, которым он самолично и по произволу вер- плит суд и расправу, как любое сказочное злое чудище. За внешней мощью, за кра сотой словес о защите интересов народа Вяч. Шишков видит и рисует темь в душе героя, черную злобу и предельный прими тивизм мышления. Уже на 23-й странице романа мычитаем: «Зыков, прищурив глаза и опустив голову, всматривался в свою по качнувшуюся душу, читал будущее, хотел прочесть все, до конца, но в душе мрак и на дне черный сгусток злобы.И лишь бли жайшее будущее, завтрашний день, было для него ясно и четко». Далее и до конца романа Вяч. Шишков развенчивает Зыкова, снимает с него ореол борца за веру, за правду, за народ. Кто положил начало разбою в занятом городке? Сам Зыков, хотя внешне, на сло вах он требовал соблюдения порядка, даже казнил одного уличенного насильника. Вот оно, одно из первых зыковских деяний. Заняли двухэтажный дом купца Шитикова: «В глазах Зыкова Шитиков мгновенно уви« дел свою смерть. Кособоко откачнулся и,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2