Сибирские Огни, 1978, № 2
РОМАН ВЯЧ. ШИШКОВА «ВАТАГА»... 183 сеевцами. Во главе стояли Яковенко, Буда и ДР)- Это были действительно красные парти заны, красная партизанская армия. Дисцип лина, порядок, крепкая организация фрон та и тыла, жестокая кара за мародерство, за самочинные убийства. Партизан я видел. И в свое время разделял негодование Яковенко по поводу «Ватаги» Вяч. Шишко ва. Сибирский писатель действительно напрасно взял кержаков, неправильно пы тался объяснить партизанское движение ре лигиозными побуждениями крестьян. На прасно нарочито ввел средневековую пла ху и топор, подсахарил до приторной неубедительности фигуру Зыкова. Но если топоры заменить шашками и самодельными клинками, то Шишков кое в чем будет прав. То, что я узнал в Куз нецке и в его районах, убедило меня в этом». Так художник, еще до Д. Фурманова соз давший строго документированное произ ведение о гражданской войне и далекий от всякого «подсахаривания» действительно сти, свидетельствовал, что Вяч. Шишков в романе не клеветал, а затрагивал нечтосо вершившееся, страшное и гнусное и потому законно требующее исторического и худо жественного постижения. В противном слу чае Зазубрин не стал бы покупать волков скую пилу в качестве музейного экспоната *I спокойно прошел бы мимо человека с глазами «мерзлой рыбы». «Из четырех тысяч жителей Кузнецка,— продолжал В. Зазубрин, доказывая, в чем был прав Вяч. Шишков,—две тысячи лег ли на его улицах. Погибли они не в бою. Их, безоружных, просто выводили из до мов, тут же у ворот раздевали и зарубали шашками. Особо «именитых» и «лиц духов ного звания» убивали всоборе. Редкая женщина или девушка в Кузнецке избегла гчусного насилия. Рубились люди, так сказать, по «классово му признаку». Именно: руки мягкие—руби, на пальце кольцо или следы от него—руби, комис сар—руби. При царе подрядчик по постройке церк вей, в германскую войну—подпрапорщик и георгиевский кавалер, Рогов в револю цию стал «красным», стал «революционе ром». Этот «красный революционер» гра бил, сжигал церкви, огнем и мечом стирал с лица земли целые села, опустошал горо да» Не выдумывал Вяч. Шишков эыковские ужасы, антипоповщину, блуд, кровавые ор гии и не сближал он Зыкова с «красными», а его живой прототип Рогов шел на «сбли жение» с ними, когда это ему было выгод но, постоянно держа кирпич за пазухой а силу своей «революционности», особого свойства. Не могла пройти мимо «роговщины» и Сибирская советская энциклопедия. В чет- 1 В. З а з у б р и н . Неезженными дорога ми.— «Сибирские- огни», 1926. № 3. стр. 194. 196. 197. То ж е.— «Литературное наследство Сибири», т. 1. Новосибирск. 1969. стр. 127, 130—131. вертом томе, не вышедшем в свет и со хранившемся в редчайших экземплярах, говорится: «Рогов... после Февральской ре волюции примкнул к эсерам, после Ок тябрьской—сочувствующий большевикам. Скрываясь после свёржения Советской власти в 1918 г. по притаежным заимкам, Рогов к маю 1919 г., объединил вокруг себя несколько десятков крестьян и с ними вы ступил против колчаковцев. Выросшие за тем отряды под командованием Рогова от личались недисциплинированностью, часты ми грабежами, ненужными жестокостями. Сам Рогов, политически неустойчивый, под пал под влияние анархиствующего Ново селова, отступившего с небольшим отрядом йз Мариинского уезда и соединившегося с отрядом Рогова. Небольшая группа бар наульских и кузбасских большевиков и ра бочих внутри отрядов Рогова в продолже ние всего движения вела борьбу с анархо- бандитизмом командования и отдельных отрядов. С приходом Красной Армии Рогов и Новоселов... были арестованы. Выпущен ный из тюрьмы Рогов, в 1920 г., опираясь на кулачество и белогвардейцев, пытался поднять восстание в причумышских райо нах. Восстание было ликвидировано, а Ро гов при преследовании был ранен и застре лился. Анархо-бандитизм части отрядов Рогова, характерный для крестьянского партизанского движения без крепкого про летарского руководства, с термином «ро- говщина» вошелв историюэтогодвижения. Он послужил материалом для романа В. Шишкова «Ватага». Для всего партизан ского движения в Сибири роговщина вовсе не характерна» *. Справка ССЭ отмечает, что роговщина по социальной природе не однородна, не проста (как можно заключить, например, по описанию В. Зазубрина) и имеет свои фазы развития от 1918 года, когда роговщина, не смотря на недисциплинированность, шла в общем антиколчаковском. потоке, до 1920 года, когда она открыто выступила против Советской власти, опираясь на кулачество и остатки белогвардейщины. Именно ввиду своей сложности роговщина и вошла в историю крестьянского партизанского дви жения. ССЭ констатирует, что роговщина была характерна для той крестьянской среды, которая оказывалась без «крепкого пролетарского руководства». Иначе ска зать, не была явлением случайным и захва тывала пусть узкий, но все-таки вполне оп ределенный круг сибирского крестьянства. Поэтому стремление писателя исследо вать «психологию масс, лишенных идейно го руководительства», не выглядит недо мыслием или нелепостью, и автор справки в' энциклопедическом стиле специально оговорил правомерность использования этого «материала» в нашумевшей повести Вяч. Шишкова, хотя справедливо считал, что роговщина не характерна для всего парти занского движения в Сибири. Авторы «Истории Сибири», исследуя подробно и с документами в руках период1 1 Сибирская советская энциклопедия, т. 4. стр. 699.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2