Сибирские Огни, 1978, № 2
182 Н. ЯНОВСКИЙ партизанского движения в Сибири и сме шавшего его с выступлениями анархо-ку лацких эсеровских шаек Рогова (Зыкова в романе)... Партизанское движение в Сиби ри показано в нем какразгул стихийныхсил и бандитизма... В. Шишков ошибочно счи тал, что всякое революционное насилие,— а таким он считал в равной мере и «зыков- щину» и «пугачевщину»,—не соответствует народному духу... Зыков должен был стать, по мысли автора, высшим типическим обоб щением народного духа... Повесть мало исторична. Автора не столько интересуют конкретные события в Сибири, их социаль ные предпосылки и результаты, сколько общие проблемы—«психология масс, ли шенных идейного руководства», иидеал на родного героя. Ложная идея сказалась и на художественности повести. Писатель впада ет всамый грубый натурализм...» *. Может быть, И. Изотов подкрепил свои уничтожающие выводы тщательным и дока зательным анализом романа? Ничего по добного. Он суров и предельно краток, так как давно якобы все «яснее ясного». Он снова отдает преимущество ссылкам на «ошибочное» предисловие к роману (1927) и на столь же «несостоятельную» статью «Кое-что о труде писателя» (1930). Дело доходит до простых логических неувязок. Сначала исследователь устанавливает, что Вяч. Шишков не понимал такие «общие во просы», как «что такое революционное на силие» или «что такое революционное пар тизанское движение». Когда же писатель коснулся существа этих «общих вопросов» и заговорил о «психологии масс, лишенных идейного руководительства», то это поло жение тут же объявляется некоей весьма подозрительной «общей проблемой», яко бы ничего не значащей. В предисловии к «Ватаге» многие иссле дователи не заметили еще один важнейший аспект в позиции автора, решительно отде ляющего его как личность от Зыкова и зы- ковцев в их законченном, наисовершенней шем виде. Легко, конечно, списать эту позицию по ведомству «абстрактного гума низма», как это и делалось неоднократно, но ведь здесь выражена огромная, искрен няя, подлинно человеческая боль за род ное, в темноте еще находящееся или об манутое в своих надеждах и чаяниях рус ское крестьянство: «И как быжестока и уродлива ни была трагедия ватаги Зыкова, она все же полна народным страданием, отчаянием и гневом, мимо которых автор равнодушно пройти не мог». Как видим, писатель-гуманист настойчиво и бесстрашно искал истинную социально историческую причину возникшего в жизни явления, подчеркивая и повторяя, что «тра гедия эыковщины—в самых ее мятущихся, 'И . И з о т о в . Вячеслав Шишков. М„ 1956. стр. 40—43. Характерно, что в переиз данной книге «Вячеслав Шишков — писа тель-патриот» (Оренбург. 1975, стр. 58—59) автор ио тону несколько смягчает свою оценку романа, не говорит о «глубоком за блуждении» и «грубом натурализме», в вы ражении «разгул стихийных сил и банди тизма» слово «бандитизм» опускает.. хаотических, неорганизованных недрах» и что «неизбежность ее изжития посредст вом связи крестьянского движения с го родским, пролетарским подразумевалась автором как в^вод из этого романа» '. Но ничто уже не прочитывалось и не учитыва лось, писатель с порогу объявлялся пол нейшим невеждой в теоретических вопро сах. Отсутствие историзма как при изучении творчества писателя, так и при изучении самой истории—основной порок исследо ваний такого рода. Выхватывается из произ ведения или из предисловия и статьи, как в данном случае, какая-нибудь фраза, мо жет быть, действительно в чем-то неточная, и без учета логики развития сюжета, харак теров, размышлений автора выдается «на- гора» всеобъемлющая концепция. О «вы думках» и необоснованных «фантазиях» Вяч. Шишкова так долго и настойчиво пи салось, что ныне, прежде чем перейти к непосредственному анализу произведения, необходимо напомнить о некоторых фак тах истории. 2 Начнем с любопытных свидетельств В. Зазубрина, автора знаменитого романа «Два мира», не склонного к фантазиям: он знал цену документа в художественном произведении. В 1925 году В. Зазубрин по бывал в Кузнецке, застал там очевидцев трагедии города и даже разговаривал с «роговским партизаном», который собст венноручно вместе с женой распиливал лю дей. В. Зазубрин купил у него эту самую пилу для Новониколаевского музея (за пять рублей), заставив роговца на бумаге изло жить, где, как и почему он это совершил. Документ был заверен таким образом: «Факт распилки колчаковских милиционе ров Миляева и Петрова общеизвестен и в особых подтверждениях не нуждается». Выразителен портрет «роговского партиза на» Волкова: «На базарной площади товарищ X. толка ет меня в бок. — Вот роговец идет. Он вам все расска жет. Товарищ X. останавливает сумрачного че ловека в грязной заячье папахе. Я вижу се рое оспинное лицо, серые обкусанные усы, серую щетину бороды и мертвые глаза мерзлой рыбы». А в последующих главках очерка «Неез- женными дорогами» В. Зазубрин, расспро сив людей, осмотрев места, где бесчинст вовали роговцы, ознакомившись с докумен тами, дает характеристику «роговщины», высказывает свое поколебавшееся в свете новых фактов отношение к «Ватаге» Вяч. Шишкова. «В конце 19-го и в начале 20-го годов,— рассказывает В. Зазубрин,—мне пришлось работать в газете партизан Северо-Канско го фронта (себя они обычно называли та- ' Всюду из предисловия по Поли, собр соч„ т. 5. М,—Л., 1927, стр. 6.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2