Сибирские Огни, 1978, № 2
РОМАН ВЯЧ. ШИШКОВА «ВАТАГА»... 181 многих статьях и специальных работах о Шишкове жесточайшей критике подверга лось уже не само произведение, а преди словие и пояснения к нему, безоговорочно принятые за адекватное выражение его сокровенной сути. Невольно создавалось впечатление, что специалисты-исследовате ли до наших дней усердно занимались не столько изучением «Ватаги», сколько дока зательствами полнейшей теоретической не состоятельности высказываний автора о своем произведении. «Уже по этой ссылке на желание сбли зить эпоху Екатерины с нашим временем, не считаясь с законами исторического раз вития,— писал В. Бахметьев в 1948 году,— видно, в какой мере писатель споткнулся здесь» *, «Стихийный бунт под предводительством Зыкова,—повторяла вслед за В. Бахметье вым литературовед А. Богданова,—он наз вал своеобразной формой сибирской пуга чевщины и таким образом сблизил различ ные эпохи»а. Так же объявив роман полнейшей неуда чей писателя, за ними последовал и автор монографии о Шишкове И. Изотов: «Из этих признаний ясно, что в то время В. Шишков был весьма далеко от правиль ного понимания и «пугачевщины», и парти занского движения в Сибири 1919 года»3. Да, качественно иную классовую приро ду зыковщины в условиях растущего в Рос сии капитализма писатель здесь не под черкивал в такой же степени, как это осуществлено в самом романе, так как вы делял он прежде всего то, что действи тельно сближало разные, далекие друг от друга эпохи,—крестьянскую темноту, и мысль эта вряд ли беспросветно еретиче ская. В эпоху многостолетнего царизма дремучий консерватизм, грубость нравов и обычаев, темнота и невежество были в крестьянской среде явлениями устойчивы ми, а сибирские старообрядцы, которые конкретно изображались в романе Вяч. Шишковым, пытались к тому же созна тельно изолировать себя от любых веяний времени и на самом деле ревниво блюли свои традиции, идущие от века Екатерины. Видимо, забылось, что Вяч. Шишков видел сибирские деревни задолго до революции, что он застал кержацкие поселения в их, так сказать, первозданном виде; видимо, забылось, что сибирские деревни были де ревнями почти сплошной неграмотности, что грамотных в Сибири вообще было зна чительно меньше, чем в европейской Рос сии. Кроме того, не мешало бы спросить, что именно понимал Вяч. Шишков под сло вом «пугачевщина»—восстание крестьян против помещиков под предводительством Емельяна Пугачева или то, что имел в виду А. С. Пушкин, когда говорил устами Грине ва: «Не приведи бог видеть русский бунт—* 2 'В . Б а х м е т ь е в . Предисловие к «Из бранным соч.» В. Шишкова, т. 1, М., 1948. стр. 33. 2 А. Б о г д а н о в а . Вячеслав Шишков. Новосибирск. 1953, стр. 92. . 3 И. И з о т о в . Вячеслав Шишков. М.. 1956, стр. 41. бессмысленный и беспощадный»? Прямое сопоставление Зыкова с Пугачевым, руко водителем восставших крестьян, делает в романе испуганный и беспринципный отец Петр, когда дает свои показания начальнику передового красного отряда Блохину, рас следовавшему дело Зыкова вКузнецке: «А Зыков, что же про него сказать? Сек тант, бывший острожник, изувер, человек жестокий, властный, якобы одержимый идеей восстановить на Руси древлее благо честие. Но отец Петр ему не верит, ибо дела сего отщепенца не изобличают в нем религиозного фанатика. Напротив, в нем нечто от Пугачева. И ежели глубокоуважае мые товарищи изволят припомнить творе ние величайшего нашего поэта Александра Пушкина... — Ну, положим...—иронически протянул Блохин и прищурился на закрасневшегося попика. — Совершенно верно, совершенно вер но!— поспешно воскликнул попик.-*- Я не про то... Я, так сказать, с исторической точ ки зрения... Конечно же, Пушкин дворян ских кровей и в наши дни был бы абсолют ным белогвардейцем. И, конечно, понес бы заслуженную кару... Яснее ясного». Для плюгавенького попика, а не для са мого Вяч. Шишкова «в наши дни» Зыков впрямую нечто от Пугачева, а Пушкин, ес ли товарищам угодно,—абсолютный бело гвардеец. Попик все может сказать во спа сение самого себя, спеша отреагировать даже на неопределенное замечание Блохи на, хотя поначалу, как видим, и хотел со слаться на авторитет Пушкина в понимании им пугачевщины. Вяч. Шишков, юморист и знаток родного языка, всегда тонко чувст вовал слово, его возможности, скрытые в неожиданных сочетаниях, в невольных иска жениях, в умолчаниях. В этой сцене он об разно и точно отделил себя как от офи циозного толкования отношений Пушкина к Пугачеву—другого при царизме по пик знать не мог,—так и от распространив шихся уже вульгарно-социологических но ваций. Многие писали о «Ватаге», непременно уличая ее автора в элементарнейшем непо нимании или искажении исторических собы тий прошлого и настоящего. Но обнажен ней и категоричней всех сделал это И. Изо тов. Он обобщал, подводил итоговую черту, за пределами которой роман как произведение советской литературы суще ствовать уже не мог. Могильный крест был вбит настолько основательно, что роман этот никоим образом не мог быть включен ни в одно посмертное собрание сочине ний, ни в один сборник произведений писа теля, хотя сам Вяч. Шишков уже на склоне лет, работая над последними главами рома на «Емельян Пугачев», вдруг перечитывая их, воскликнет: — Нет, так и не дотянул я до «Ватаги»!1 «Ватага»,— писал И. Изотов,—была ре зультатом глубокого заблуждения В. Шиш кова, не понявшего революционного1 1 Из воспоминаний К. М. Шишковой. Ру копись личного архива.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2