Сибирские Огни, 1978, № 2

I Н. Яновский РОМАН Вяч. ШИШКОВА «ВАТАГА» И ЕГО КРИТИКИ 1 В первой половине двадцатых годов те­ ма, революции и гражданской войны была господствующей. Для писателей, старых и молодых, она стала жгуче современной. Люди, только что пережившие грандиозные по масштабам и исторической значимости события или непосредственно участвовав­ шие в них, не. могли о них не писать. Поя­ вилась целая плеяда ранее не известных писателей, которые с удивительной непо­ средственностью, искренне и страстно живописали революционную Россию: В. За­ зубрин, Вс. Иванов, А. Неверов, Л. Сейфул- лина, И. Бабель, А. Малышкин, Д. Фурма­ нов... Вяч. Шишков с его постоянным обострен­ ным вниманием к потребностям времени не мог не откликнуться на актуальную тему. На первый взгляд, Вяч. Шишков писал в своих рассказах и очерках о мелочах быта крестьян, взбудораженных неслыханным переворотом. Но за этими «мелочами» пе­ ред читателем вставал или новый осмелев­ ший крестьянин, или деловитый рациона­ лист-собственник, или демагог-солдат, на­ хватавшийся в окопах разных теорий, или непроходимый по своей темноте мужик, ко­ торому все равно, какая власть, лишь бы землицы вдоволь. Наконец, в этой же кре­ стьянской среде «вдруг» обнаруживалась такая дикость, которая оборачивалась сле­ пым насилием и кровавой расправой. Вдеревне Дядино мужики выступили на стороне белых. С пленными красноармей­ цами обращались жестоко. Бабы увидели раненого и всей деревней сорвались с по­ леньями, кольями, топорами: «Бей его, дьявола, антихриста, бей!» Пока в деревню волокли, всего измолотили. Прозрение пришло потом, но содеянного не вернешь, да и ожесточение не облагородило душу. Очерк «С котомкой», откуда взят этот эпи­ зод, рассказанный писателю очевидцами, вся эволюция Вяч. Шишкова под влиянием пристального изучения новой революцион­ ной действительности, его творческий опыт, отразившийся в лучших рассказах и очер­ ках, в повести «Страшный кам», в пьесах и драматизированных агитках, привели писа­ теля к признанию Советской власти. Приступая к созданию произведений, не­ посредственно посвященных гражданской войне, Вяч. Шишков был вооружен этим опытом и этим признанием. «Ватага» (1923) и. «Пейпус-озеро» (1924) создавались зре­ лым писателем-реалистом и советским гражданином. Приходится оговаривать столь элементарно звучащие положения, потому что об авторской позиции в произ­ ведениях, об их художественных свойствах и направленности говорилось, как правило, без анализа и доказательств, без учета идейно-художественной эволюции писателя. С особенной силой критика обрушилась на роман «Ватага». До нашего времени во многих статьях, монографиях, историях ли­ тературы он приводился как ярчайший при­ мер пагубного, опасного, чуть ли не пре­ ступно грубого непонимания реальных событий гражданской войны. Лишь сравни­ тельно недавно то в обзоре Л. Тимофее­ ва \ то в исследовании Ю. Андреева 1 2, то е специальной статье Р. Колесниковой3 о «Ватаге» Вяч. Шишкова начали говорить иначе, мягче, полемичней, учитывая как не­ заурядные художественные качества рома­ на, так и его действительную идейную на- 1 История русской советской литературы, Т. 1. М.. 1958, стр. 64—65. То же. М.. 1967. стр. 69. 5 Ю. А. А н д р е е в . Революция и литера­ тура. Л., 1969, стр. 102. То же, М.. 1975. стр. 104. 3 Р. И. К о л е с н и к о в а . О романе В. Шишкова «Ватага».— «Проблемы идей­ ности и мастерства художественной лите­ ратуры». Томск, 1969, стр. 200—213.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2