Сибирские Огни, 1978, № 2
I Н. Яновский РОМАН Вяч. ШИШКОВА «ВАТАГА» И ЕГО КРИТИКИ 1 В первой половине двадцатых годов те ма, революции и гражданской войны была господствующей. Для писателей, старых и молодых, она стала жгуче современной. Люди, только что пережившие грандиозные по масштабам и исторической значимости события или непосредственно участвовав шие в них, не. могли о них не писать. Поя вилась целая плеяда ранее не известных писателей, которые с удивительной непо средственностью, искренне и страстно живописали революционную Россию: В. За зубрин, Вс. Иванов, А. Неверов, Л. Сейфул- лина, И. Бабель, А. Малышкин, Д. Фурма нов... Вяч. Шишков с его постоянным обострен ным вниманием к потребностям времени не мог не откликнуться на актуальную тему. На первый взгляд, Вяч. Шишков писал в своих рассказах и очерках о мелочах быта крестьян, взбудораженных неслыханным переворотом. Но за этими «мелочами» пе ред читателем вставал или новый осмелев ший крестьянин, или деловитый рациона лист-собственник, или демагог-солдат, на хватавшийся в окопах разных теорий, или непроходимый по своей темноте мужик, ко торому все равно, какая власть, лишь бы землицы вдоволь. Наконец, в этой же кре стьянской среде «вдруг» обнаруживалась такая дикость, которая оборачивалась сле пым насилием и кровавой расправой. Вдеревне Дядино мужики выступили на стороне белых. С пленными красноармей цами обращались жестоко. Бабы увидели раненого и всей деревней сорвались с по леньями, кольями, топорами: «Бей его, дьявола, антихриста, бей!» Пока в деревню волокли, всего измолотили. Прозрение пришло потом, но содеянного не вернешь, да и ожесточение не облагородило душу. Очерк «С котомкой», откуда взят этот эпи зод, рассказанный писателю очевидцами, вся эволюция Вяч. Шишкова под влиянием пристального изучения новой революцион ной действительности, его творческий опыт, отразившийся в лучших рассказах и очер ках, в повести «Страшный кам», в пьесах и драматизированных агитках, привели писа теля к признанию Советской власти. Приступая к созданию произведений, не посредственно посвященных гражданской войне, Вяч. Шишков был вооружен этим опытом и этим признанием. «Ватага» (1923) и. «Пейпус-озеро» (1924) создавались зре лым писателем-реалистом и советским гражданином. Приходится оговаривать столь элементарно звучащие положения, потому что об авторской позиции в произ ведениях, об их художественных свойствах и направленности говорилось, как правило, без анализа и доказательств, без учета идейно-художественной эволюции писателя. С особенной силой критика обрушилась на роман «Ватага». До нашего времени во многих статьях, монографиях, историях ли тературы он приводился как ярчайший при мер пагубного, опасного, чуть ли не пре ступно грубого непонимания реальных событий гражданской войны. Лишь сравни тельно недавно то в обзоре Л. Тимофее ва \ то в исследовании Ю. Андреева 1 2, то е специальной статье Р. Колесниковой3 о «Ватаге» Вяч. Шишкова начали говорить иначе, мягче, полемичней, учитывая как не заурядные художественные качества рома на, так и его действительную идейную на- 1 История русской советской литературы, Т. 1. М.. 1958, стр. 64—65. То же. М.. 1967. стр. 69. 5 Ю. А. А н д р е е в . Революция и литера тура. Л., 1969, стр. 102. То же, М.. 1975. стр. 104. 3 Р. И. К о л е с н и к о в а . О романе В. Шишкова «Ватага».— «Проблемы идей ности и мастерства художественной лите ратуры». Томск, 1969, стр. 200—213.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2