Сибирские Огни, 1978, № 2
ВОЗВРАЩЕНИЕ В МАРЬЕВКУ 161 в Марьевке, виднее «жизни основа основ», выговаривает нешуточные слова: Нашей Марьевке и многим В коммунизм идти быстрей Не дают пока... Дороги. Повседневные наблюдения поэта над ре альной жизнью многое дают ему, многому учат, на многое помогают уточнить его взгляд. В том числе и на взаимоотношения жизни и поэзии, на роль и место поэта в этой жизни. Тоже, как видим, мотив не но вый в работе поэта, но и сейчас продолжа ющий интересовать его. И вновь возвра щаясь к этой теме и не отказываясь ни от чего в своих прежних взглядах, оставаясь верным главному выводу, сделанному им для себя раз и навсегда—о том, что пбэт есть служитель народа,—но видя, как труд на порою эта жизнь народа, особенно жизнь сельчан, которым во имя производства хлеба насущного приходится иногда отда вать все свои силы, без остатка на что-либо иное, он идет сейчас дальше в развитии этой мысли о подчиненности искусства жиз ни, доходя почти до самоуничижения. О Марьевка моя. Догадкой оглоушен: Ты родила меня, А я тебе не нужен. Ну что моя строка Для всех твоих рассветов! Сам вижу, что пока Тебе не до поэтов. Не умаляют ли эти строки роли и поло жения поэта в обществе? Отнюдь нет! Та кое предположение свидетельствовало бы о поверхностном понимании того, что ска зал поэт. А сказал он то, что говорил уже не однажды: живая жизнь выше поэзии, ибо она—первооснова всего, в том числе и поэзии. И потому-то истинным поэтом яв ляется лишь тот поэт, который сознательно подчиняет свою песню служению народу, кто, приумножая жизненные радости наро да, выискивает, по выражению самого Ва силия Федорова, «первопричину болей» этой жизни, чтобы помочь устранить их! И невольно вспоминаются строки: Счастливым быть Мне стыдно одному. В книге «Как цветы на заре» эта краткая формула о всеобщем счастии как непре менном условии счастья личного находит новое подтверждение и развитие в стихот ворении «История болезни». Мечтая о сча стии «во всем мире», который лирическому герою хотелось бы излечить от поразивших его социальных и экономических «болей», поэт, полностью разделяющий здесь забо ты своего героя, грустно и доверительно признается: Ах, в нем То плач. То стон. В огне земля и небо. П о з д о р о в е л б ы он. И я п о з д о р о в е л бы. 1 11 Сибирские огни К» 2 И в эти минуты, в минуты горестных раз думий, как, впрочем, и вминуты ликований, поэт прибегает к одному пристанищу— родной земле и ее народу, находя утеше ние в его повседневных делах и заботах, в его, пусть и негромких, но важных для поэ та радостях, ибо радости эти связаны с главным и насущным. И хорошо душе моей. Смеюсь я, радость не скрывая. Когда воскреснет дух полей В моем румяном каравае. * * * Художник, даже если он таковым рожда ется, должен строить себя. И строит он се бя всю жизнь, постоянно выискивая источ ники тока жизни и подключая к ним свое сердце. Эти источники многообразны. Од ним из них являются живые и животворя щие родники отчей земли, отчего дома. Это—та сеть, подключение к которой всег да плодотворно. Чтобы не ходить далеко за примерами, стоит вспомнить хотя бы ельнинскуюдеревню Глотовка, где родился и вырос Михаил Исаковский и песни кото рой позднее отозвались в самой значитель ной его книге стихов «Провода в соломе», или смоленское же Загорье Александра Твардовского, на полях которого были под слушаны и «Сельская хроника», и «Страна Муравия», или вологодскую деревню Блуд- ново и Бобришный угор, давшие Александ ру Яшину его «День творения». А можно еще припомнить и белорусскую речку Бе- сядь, на берегах которой завязались мно гие баллады и песни Аркадия Кулешова, и чувашскую деревню Сиктерме, одарившую Педера Хузангая циклом лучших его стихов под тем же именем, которым звалась и его родная деревня,' и Чегемское ущелье в Балкарии, где Кайсыном Кулиевым были впервые произнесены строки его стихов и поэм, составивших позднее «Кни гу земли». Книги лирики Василия Федорова «Третьи петухи» и «Как цветы на заре»—из этого же ряда явлений и по природе происхож дения, и по глубине отражения в них на родной жизни. По прошествии многих лет и многих до рог поэт и человек «насквозь деревен ский», «марьевский и поступью и родом», Василий Федоров вернулся в родную Марьевку. И она, благодарная поэту, от крылась перед ним, как родная мать от крывается перед сыном,' и одарила его всем, что имела,—от сокровенной думы до заветной песни. И поэт, приняв этот пода рок, переложил услышанные им думы и песни родной деревни в свои стихи, кото рые и составили две последние его книги лирики и незримо вошли в его другие сти хи и поэмы, уже написанные и нам извест ные, и еще не написанные, творимые поэ том сейчас. Родник меня роднит С родимою природой.—
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2