Сибирские Огни, 1978, № 2
160 ЛЕОНИД РЕШЕТНИКОВ первой «марьевской» книге обращение поэта к теме родного, отчего края не было случайным. Круг вопросов, нашедших свое отражение в книге «Третьи петухи», был настолько важным для поэта, что он решил вернуться к этим проблемам и в своей сле дующей книге. И он осуществляет эту ра боту, но уже на другом уровне духовной зоркости и поэтического мастерства. Это и не удивительно: ведь общение с «марьеа- ской» Музой помогло поэту увидеть жизнь в ее основе основ, в подробностях, кото рые не видны издали. А, кроме того, со всеми радостями и бедами народными он встречается здесь не в отвлеченном их вы ражении, а в сугубо личностных проявле ниях, поскольку все или почти все марьев- ские хлеборобы и животноводы—это дядья и тетки, племянники и племянницы поэта, словом, его родичи, даже если это родство и не прямое, а, как говорят в де ревне, «седьмая вода на киселе». Подклю чение сердца поэта к жизни идет здесь не опосредованно, а напрямую, и замыкание происходит короткое. В стихотворении «Друзьям» Василий Федоров признается: Здесь все зримо. Здесь жизни основа основ Мне становится Как-то намного яснее. По всей видимости, потому что для него Как ни властна Капризная магия слов. Запах хлеба Бывает сильнее. Яснее, во всех зримых подробностях, от крывающихся ему здесь, видит поэт род ную жизнь, родную марьевскую землю и даже планету Земля, которая ранее виде лась ему, возможно, слишком обще и кон турно. Не то—теперь: Сама звездой Она сияла прежде. Теперь лежала В молодых мирах В своей лесной И травяной одежде. Протершейся / На мускульных буграх. Совершенно естественно звучит после этого и определение земли как «рабо тяги»: Земля, как утомленный работяга. Лежала и вздыхала тяжело. «Вздыхала тяжело», почти как утомив шийся человек. И есть от чего! Это вздох не только земли-роженицы, в муках, но и в радости воспроизводящей и продолжаю щей живую жизнь. Это и вздох земли-тер- пеливицы, которой человек дерзким своим вмешательством в ее материнские, живот ворящие дела приносит не только облегче ние, не только питает ее почвы удобрения ми и влагой оросительных систем, но кото рый часто и мешает ей, который нередко бездумной вспашкой развеивает по ветру ее плодоносящий слой, небрежным раз брасыванием ядохимикатов сжигает целые полосы леса, а бесконтрольным обращени ем с продуктами нефти вообще умерщвля ет и воду и землю. Над этим, пока еще не поздно, следует задуматься. Трактор — сила! Что надо. Как надо, везет. А не грех и подумать В машины влюбленным: Там. где трактор стоял. Ничего не растет. Там, где — лошадь. Растут шампиньоны. Размышляя о судьбе земли и всей живой природы, поэт не ограничивается лишь кру гом местных, марьевских, проблем и инте ресов. Отталкиваясь от раздумий о марьев ских полях, он неизбежно приходит к мыс лям и обобщениям, касающимся более широких проблем. Мне б воспеть В поэмах реки. Но уводят от поэм Неизбывные прорехи Очистительных систем.— с горечью говорит он. И, продолжая этот разговор в стихотворении под примеча тельным заголовком «Черная пятница», прямо бьет тревогу по поводу самоубий ственной близорукости человека, уже не только удушающего дымами своих труб окружающую его природу, но и самого себя. Бей. сердце. В сатирический. Трагический набат: Ужо тебе, химический Полезный комбинат! Надо было многое увидеть и многое пе редумать, чтобы прийти к таким .горьким выводам! Что ж, действительно, «а не грех и подумать в машины влюбленным!» Но и машинам, если взглянуть на вещи честно, не так-то уж легко в глухой дере венской глубинке. Вот поэт наблюдает на ступление осенней непогоди, а за нею— распутицы и бездорожья, в которых, как в костре, горят совхозные и колхозные машины. Горят народные деньги... И он пишет стихотворение «Над родною сто роной». Издавая львиный рык. По разливу. Верный долгу. Трактор тащит грузовик. Грузовик волочит «Волгу».., Ну, и что же?—скажет поспешный чита тель.— Зарисовка, какие в поэзии и прозе, особенно в деревенской очеркистике, по являлись и ранее... Не спешите! —ответим мы на это. Поэт еще не закончил своей мысли. Да он и не мог остановиться на полуслове: не таков характер его таланта! Сам завяз — И боль острей.— констатирует автор. И с полным правом че ловека, которому в силу ряда причин и, в частности, именно потому, что он находится
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2