Сибирские Огни, 1978, № 2

160 ЛЕОНИД РЕШЕТНИКОВ первой «марьевской» книге обращение поэта к теме родного, отчего края не было случайным. Круг вопросов, нашедших свое отражение в книге «Третьи петухи», был настолько важным для поэта, что он решил вернуться к этим проблемам и в своей сле­ дующей книге. И он осуществляет эту ра­ боту, но уже на другом уровне духовной зоркости и поэтического мастерства. Это и не удивительно: ведь общение с «марьеа- ской» Музой помогло поэту увидеть жизнь в ее основе основ, в подробностях, кото­ рые не видны издали. А, кроме того, со всеми радостями и бедами народными он встречается здесь не в отвлеченном их вы­ ражении, а в сугубо личностных проявле­ ниях, поскольку все или почти все марьев- ские хлеборобы и животноводы—это дядья и тетки, племянники и племянницы поэта, словом, его родичи, даже если это родство и не прямое, а, как говорят в де­ ревне, «седьмая вода на киселе». Подклю­ чение сердца поэта к жизни идет здесь не опосредованно, а напрямую, и замыкание происходит короткое. В стихотворении «Друзьям» Василий Федоров признается: Здесь все зримо. Здесь жизни основа основ Мне становится Как-то намного яснее. По всей видимости, потому что для него Как ни властна Капризная магия слов. Запах хлеба Бывает сильнее. Яснее, во всех зримых подробностях, от­ крывающихся ему здесь, видит поэт род­ ную жизнь, родную марьевскую землю и даже планету Земля, которая ранее виде­ лась ему, возможно, слишком обще и кон­ турно. Не то—теперь: Сама звездой Она сияла прежде. Теперь лежала В молодых мирах В своей лесной И травяной одежде. Протершейся / На мускульных буграх. Совершенно естественно звучит после этого и определение земли как «рабо­ тяги»: Земля, как утомленный работяга. Лежала и вздыхала тяжело. «Вздыхала тяжело», почти как утомив­ шийся человек. И есть от чего! Это вздох не только земли-роженицы, в муках, но и в радости воспроизводящей и продолжаю­ щей живую жизнь. Это и вздох земли-тер- пеливицы, которой человек дерзким своим вмешательством в ее материнские, живот­ ворящие дела приносит не только облегче­ ние, не только питает ее почвы удобрения­ ми и влагой оросительных систем, но кото­ рый часто и мешает ей, который нередко бездумной вспашкой развеивает по ветру ее плодоносящий слой, небрежным раз­ брасыванием ядохимикатов сжигает целые полосы леса, а бесконтрольным обращени­ ем с продуктами нефти вообще умерщвля­ ет и воду и землю. Над этим, пока еще не поздно, следует задуматься. Трактор — сила! Что надо. Как надо, везет. А не грех и подумать В машины влюбленным: Там. где трактор стоял. Ничего не растет. Там, где — лошадь. Растут шампиньоны. Размышляя о судьбе земли и всей живой природы, поэт не ограничивается лишь кру­ гом местных, марьевских, проблем и инте­ ресов. Отталкиваясь от раздумий о марьев­ ских полях, он неизбежно приходит к мыс­ лям и обобщениям, касающимся более широких проблем. Мне б воспеть В поэмах реки. Но уводят от поэм Неизбывные прорехи Очистительных систем.— с горечью говорит он. И, продолжая этот разговор в стихотворении под примеча­ тельным заголовком «Черная пятница», прямо бьет тревогу по поводу самоубий­ ственной близорукости человека, уже не только удушающего дымами своих труб окружающую его природу, но и самого себя. Бей. сердце. В сатирический. Трагический набат: Ужо тебе, химический Полезный комбинат! Надо было многое увидеть и многое пе­ редумать, чтобы прийти к таким .горьким выводам! Что ж, действительно, «а не грех и подумать в машины влюбленным!» Но и машинам, если взглянуть на вещи честно, не так-то уж легко в глухой дере­ венской глубинке. Вот поэт наблюдает на­ ступление осенней непогоди, а за нею— распутицы и бездорожья, в которых, как в костре, горят совхозные и колхозные машины. Горят народные деньги... И он пишет стихотворение «Над родною сто­ роной». Издавая львиный рык. По разливу. Верный долгу. Трактор тащит грузовик. Грузовик волочит «Волгу».., Ну, и что же?—скажет поспешный чита­ тель.— Зарисовка, какие в поэзии и прозе, особенно в деревенской очеркистике, по­ являлись и ранее... Не спешите! —ответим мы на это. Поэт еще не закончил своей мысли. Да он и не мог остановиться на полуслове: не таков характер его таланта! Сам завяз — И боль острей.— констатирует автор. И с полным правом че­ ловека, которому в силу ряда причин и, в частности, именно потому, что он находится

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2