Сибирские Огни, 1978, № 2
ВОЗВРАЩЕНИЕ В МАРЬЕВКУ 159 жизни. Человек не может не пользоваться плодами природы, в том числе и лесом, как материалом для возведения жилья и иных строительных нужд. Но вот как поль зоваться этим богатством? Речь идет о не померных вырубках и иных неразумных потравах и потратах, производимых без оглядки на будущий день, без оглядки на возможности природы воссоздать самое себя. Нарушение равновесия в природе па губно идля самой природы и длячеловека. Оно пагубно вдвойне, когда приобретает характер цепной реакции. Ни елка. Соскочившая с пенечка, Ни конопели дымчатый прибой — Ничто не уходило В одиночку, А ч т о - т о у в о д и л о З а с о б о й . Бродя по марьевским полям, с радостью 'наблюдая их преображение и возрождение, наступившее в последние годы, поэт все же не может не заметить и оскудения ле жащих окрест лесов и рощ, усыхание ручь ев и рек, происходящих не без участия че ловека. Под впечатлением этих наблюдений он пишет стихотворение «Пророчество», исполненное тревожной мысли и высокого обобщения. О, человечество. Куда ты, Куда ты, милое, идешь? Меня охватывает гнев. Утраты восполняя скудно, Ты потребляешь безрассудно Природы Вековой посев. Земли Не вечна благодать. < Когда далекого потомка Ты пустишь по миру С КОТОМ КОЙ, Ей будет Нечего подать. Всякий большой художник, анализируя действительность, не только ставит вопро сы, но и, по возможности, стремится дать ответ на них. Одним из таких ответов на поставленные поэтом вопросы является его стихотворение «Да Винчи говорил...». Да Винчи говорил. Когда вы захотите Какой-нибудь реке Дать новый. Лучший путь, Вы как бы У самой реки спросите. Куда б она сама Хотела повернуть. И далее, еще более определенно: Природа и сама Стремится к совершенству, - Н е м у ч а й т е ее, А п о м о г а й т е ей. С высоты этих забот о здоровье земли- планеты и родной марьевской земли, забот о самом насущном—о жизни и хлебе, дающем эту жизнь, поэту кажутся ничтож но-мелкими и смешными келейно-профес сиональные разглагольствования о поэзии как таковой, не подключенной к жизни и не помогающей этой жизни. Веселый, С грустными раздумьями О трудном хлебе И железе. Сижу я с вами. Слишком умными. И рассуждаю О поэзии,— замечает он не без грусти и иронии в од ном из последних стихотворений. А в дру гом уже просто утверждает: Не в том загадка: Петь или не петь.— А жить или не жить! Но жить нужно там, считает поэт, где жи вут творцы этой жизни,—у первоистоков. Для Василия Федорова, человека «наск возь деревенского», это означает жить сре ди деревенского люда, делающего хлеб. Вдеревне видит поэт и жизни начало и поэзии исток. А потому поэт, видимо, име ющий основания для недовольства своей городской жизнью, где, как он утверждает, Между нами Только камни В этой жизни городской,— в полный голос взывает к своей судьбе все с той же, уже известной нам, просьбой: Дай мне речку с берегами. Дай мне озеро с волной! •к к * Эту «речку с берегами» и это «озеро с волной» поэт окончательно находит вМарь- евке, где, как мы уже упоминали, он в 1970 году в ряду с другими деревенскими домами ставит свой бревенчатый дом, став ший отныне его вторым углом. Дом этот ничем не отличается от соседних домов. Разве лишь тем, что он стоит на краю де ревни, на самом высоком ее месте, и из окон его открываются неоглядные сибир ские дали, которые поэт с детских лет но сил в своем сердце, а сейчас, в зрелом возрасте, вновь приблизил к себе. Сама Марьевка, как пишет Василий Фе доров в предисловии к двухтомнику, «стоит на высоком берегу древнего русла. Под нею—озеро, за озером— заливные луга, за лугами—быстрая пескаревая река, за рекой—лес идалекий туман...» Я был в гостях у владельца марьевского дома и могу засвидетельствовать, что из окон этого дома далеко видно... Бугор, на котором стоит—лицом к реке и заречным далям—дом поэта, издавна назывался Назаркиной горой. Так же назвал поэт и первый, заглавный, раздел книги «Как цветы на заре», вышедшей в 1974 го ду, то есть четыре года спустя после окон чательного возвращения поэта" на родину, где он бывает теперь ежегодно. Книга «Как цветы на заре», вторая «марь- евская» книга, всем своим строем и пафо сом подтверждает мысль о том, что и в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2