Сибирские Огни, 1978, № 2
154- ЛЕОНИД РЕШЕТНИКОВ Поэту, сумевшему сказать об этом так, несомненно приходилось самому пережи вать счастье встречи с родной землей, будь то берег советской Родины или порог от чего дома в Марьевке! И еще на одном стихотворении этого сборника мне хотелось бы остановиться. Это стихотворение «В деревне». По неко торым признакам, видимым мне, стихотво рение это написано было не вМарьевке, а, скорее всего, еще на Гавриловом хуторе. Но я останавливаюсь на нем потому, что оно принципиально важно для понимания взаимоотношения поэта с его родным кра ем и родным домом. Приведу две строфы из этого стихотво рения: Стареньким железом крыша крыта. И по ней. Увенчанной трубой. Хорошо на время быть забытым Верными друзьями и тобой. Не журит никто. Не утешает И не покушается на честь. И никто на свете не мешает В и д е т ь м и р т а к и м . К а к о й о н е с т ь . Здесь особенно примечательны две по следние строки, которые лично мне объ ясняют многое из того, почему поэта тянет деревня и почему поэт «тянет» деревню в свои стихи... Вгоды, когда обдумывался и начинал вы рисовываться план самой большой поэмы Василия Федорова «Седьмое небо», то есть в конце пятидесятых годов, поэт про должает работать и над лирикой, он созда ет новую книгу стихов—«Не левее серд ца». Вней, кроме широко известных, одно именных с названием сборника стихов, есть и такие примечательные стихи, как «Передо мною новый трудный путь...», которые как раз и говорят о раздумьях поэта, стоящего на пороге новой большой работы. Отзвуками большой внутренней работы поэта в этот период полны и многие дру гие стихи книги. И, з частности, стихотворе ние «Не в благодушии ленивом», где поэт недвусмысленно заявляет о своем понима нии роли и долга поэта в обществе как со вести этого общества. Беря пророческую лиру. Одно он помнит из всего. Что все несовершенство мира Лежит на совести его. Для нас это заявление поэта, важное са мо по себе, интересно еще и потому, что оно совпадает по времени с его внутрен ним возвращением в Марьевку. Более того, мы можем смело утверждать, что оно мог ло появиться именно во время одного из посещений Марьевки или вскоре после не го, ибо посещения эти были не чем иным, как встречей поэта вплотную, лицом к ли цу, с жизнью народа, максимальным при ближением к этой жизни, полной побед и свершений, но также и нерешенных задач, и «несовершенств»... Чем дальше мы листаем страницы сбор ников поэта, тем ощутимее слышим в его стихах биение животворящих родников Марьевки. «Лицо века»—книга, написанная в нача ле шестидесятых годов, уже несет в себе, хотя, может быть, и в зародышевом со стоянии, все особенности будущих книг поэта «Третьи петухи» и «Как цветы на за ре», где тема отчего края и отчего дома нашла свое наиболее полное выражение- В ней, наряду со стихами («Наше время та кое», «Трудная гордость»), наполненными большим социальным содержанием, по явились и такие стихи, как «Лицо века», выросшие из ощущения лирическим геро ем своей неразрывной связи с «родовой», из понимания своей биографии как продол жения родового и исторического древа поколений тружеников—истинных хозяев земли. По воле. По страсти. По власти отца. По кроткости матери бедной Достались мне крепкие руки бойца И сердце V Сестры милосердной. Появились стихи, которые раньше были почти не свойственны поэту, стихи, вызван ные его раздумьями о природе и ее роли в жизни человека и поэзии. В частности, стихотворение «Долго поклонялся я желе зу...», где есть строки: Веруя, Что путь еще не пройден. Сяду в затененном уголке. Стану свою душу на природе Править, Как на вечном оселке. Появились другие любопытные стихи- признания. Поэт напряженно думает «овре мени и о себе». Он как бы подводит пред варительные итоги своей работы и приме ряет свое сердце к новым задачам, пыта ется заглянуть в свой завтрашний день. Та кому состоянию свойственны сомнения и тревоги, естественные для каждого истин ного художника. Я не испытал давно Такой тоски. Такой тревоги. Как будто жизни вижу дно. Остатки вижу Дней немногих. И далее, еще более определенно: Былое умерло во мне. А новое Не народилось. Не надо, конечно, принимать и понимать это признание поэта буквально—как сви детельство его творческого кризиса. На против, это признание свидетельствует об усиленной душевной работе поэта, о егоне довольстве тем, что сделано им. Толковать эти строки именно так тем более право мерно, что нам известно,—это время было временем его напряженной, плодотворной работы над «Седьмым небом». Очевидно, признание поэта относительно того, что в нем «былое умерло, а новое не народи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2