Сибирские Огни, 1978, № 2
152 ЛЕОНИ Д РЕШЕТНИКОВ минается детство и мать моя, жница...», «Я шел тропой, след детства моего...»— примечательны по многим причинам. Во- первых, они явились запевом песни, кото рая, как потом выяснилось, стала одной из главных песен всей жизни поэта. И, во-вто рых, они примечательны самим звучанием стиха, его предельной искренностью и есте ственностью. Тем, что мы зовем подлин ностью чувств. Сокровенностью их. Шепчу лугам. Лесам и плесам: — Родимый край, Я — твой, я — твой! Уже по этим стихам можно было почув ствовать, что Тема эта не случайна для поэта. Она вошла в него с младенческих леЕ с молоком матери и песней ее. «Рожденный в городе, считаю себя цели ком деревенским»,—признание это, как нельзя точно, характеризует важнейшую особенность жизни и творчества Василия Федорова. Если говорить о первых годах работы поэта, можно заметить, чтоэтаособенность, пожалуй, наиболее очевидно сказалась на его поэме «Марьевская летопись». Поэма эта вся—обращение к родной земле, род ному краю и родному отчему дому, к ко торым лирический герой вернулся после многих лет невольной разлуки, лет, напол ненных военными походами и тяжким тру дом, тяготами и страданиями, среди кото рых не последнее место занимает много летняя тоска по родной стороне и родным людям. Поэма написана в 1946 году, то есть в са мом начале творческого пути поэта. Тем не менее, ее отличает значительность замыс ла, законченность сюжетной разработки, но главное—зрелость социальной и поэтиче ской мысли. Тема возвращения а родной дом—не редкая тема в нашей литературе. В после военные годы ей были посвящены многие произведения прозы и поэзии. И это есте ственно. Этим жил только что закончив ший войну народ, этим жили миллионы лю дей, возвращающихся или ждущих возвра щения к родному порогу. В одном этом факте возвращения домой, узнавания пос ле долгой разлуки родных мест и людей, естественной радости от этой встречи или печали по позоду несостоявшейся встречи заложено столько возможностей для ху дожника, что воссоздание средствами поэ зии уже одного этого факта казалось впол не достаточным для нового художествен ного произведения. И часто этим именно многие художественные произведения и исчерпывали себя. Василий Федоров не ограничился этим. У него факт возвращения лирического ге роя домой, в деревню—лишь повод для размышлений: что такое деревня в духов ном и материальном отношениях, какой от печаток наложила на нее минувшая война, перед решением каких задач й проблем стоит она. Никакой идеализации, никакого приукрашивания действительности... Поэт уже тогда имел мужество прямо смотреть правде в глаза, как бы она ни была горька. А действительность того времени, как мы знаем, была не только горька, но жестока. Особенно в деревне. Бесхлебье. Безлюдье. Беэлошадье. К о р о в ы ' круторогие Домой в е з у т во з а . Полуприкрыв широкие Печальные глаза... Коровы—деревенские кони войны! Кто из нас, людей военного поколения, не ви дел этой коровы, впряженной в телегу, тя нущей воз дров или сена для колхозного' двора, и хлеб, и иные припасы для фронта. Кто из нас не видел на ее шее подобия хо мута—принадлежности лошади, и бота- ла—принадлежности коровы, ботала, зве невшего тревожно и неестественно в этом подобии конской упряжи! На белой шее ботало, Что колокол, гудит,— замечает поэт. И добавляет, уточняя чувст во, рожденное этимтрагическимзрелищем: И звон тот не утишился И не ушел на сп$д — Он долго, долго слышался, Тревожный, как набат. Но главное, что поражает поэта в дерев- нецпослевоенной поры,— отсутствие муж чин, особенно молодых, одни из коих оста лись на далеких полях брани, другие, более счастливые, проехали с этих полей войны мимо своих деревенских полей—в города, чтобы искать своей доли там. И остались в деревне старики и дети. И женщины, моло дые и старые. И невольно у героя поэмы, увидевшего все это, вырывается горькое слово: Мне горько и страшно обидно. Что в тесном кругу среди них. Как прежде бывало, не видно Соперников гордых моих. Поэма населена живыми героями, точнее сказать героинями, и у каждой свое лицо, свой характер. Некоторых из них я назову, ибо они имеют принципиальное значение для последующего развития лирики и са мого лирического таланта поэта. Это прежде всего—образ деревенской девушки Маши, человека цельного, влюб ленного в свой край, свою землю и болею щего за них. Лирический герой поэмы и Маша бродят по бедствующим полям родной деревни, и между ними происходит такой разговор. И вскоре. Молчанье нарушив, У Маши спросил я, упрям: — Зачем, бередя мою душу, Ты водишь меня по полям? Не рад я такому показу, Его нелегко перенесть... Сказала: — Чтоб сразу... Чтоб сразу Увидел ты все, что ни есть. (Л* р азрядка здесь и далее — везде моя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2