Сибирские Огни, 1978, № 2

152 ЛЕОНИ Д РЕШЕТНИКОВ минается детство и мать моя, жница...», «Я шел тропой, след детства моего...»— примечательны по многим причинам. Во- первых, они явились запевом песни, кото­ рая, как потом выяснилось, стала одной из главных песен всей жизни поэта. И, во-вто­ рых, они примечательны самим звучанием стиха, его предельной искренностью и есте­ ственностью. Тем, что мы зовем подлин­ ностью чувств. Сокровенностью их. Шепчу лугам. Лесам и плесам: — Родимый край, Я — твой, я — твой! Уже по этим стихам можно было почув­ ствовать, что Тема эта не случайна для поэта. Она вошла в него с младенческих леЕ с молоком матери и песней ее. «Рожденный в городе, считаю себя цели­ ком деревенским»,—признание это, как нельзя точно, характеризует важнейшую особенность жизни и творчества Василия Федорова. Если говорить о первых годах работы поэта, можно заметить, чтоэтаособенность, пожалуй, наиболее очевидно сказалась на его поэме «Марьевская летопись». Поэма эта вся—обращение к родной земле, род­ ному краю и родному отчему дому, к ко­ торым лирический герой вернулся после многих лет невольной разлуки, лет, напол­ ненных военными походами и тяжким тру­ дом, тяготами и страданиями, среди кото­ рых не последнее место занимает много­ летняя тоска по родной стороне и родным людям. Поэма написана в 1946 году, то есть в са­ мом начале творческого пути поэта. Тем не менее, ее отличает значительность замыс­ ла, законченность сюжетной разработки, но главное—зрелость социальной и поэтиче­ ской мысли. Тема возвращения а родной дом—не редкая тема в нашей литературе. В после­ военные годы ей были посвящены многие произведения прозы и поэзии. И это есте­ ственно. Этим жил только что закончив­ ший войну народ, этим жили миллионы лю­ дей, возвращающихся или ждущих возвра­ щения к родному порогу. В одном этом факте возвращения домой, узнавания пос­ ле долгой разлуки родных мест и людей, естественной радости от этой встречи или печали по позоду несостоявшейся встречи заложено столько возможностей для ху­ дожника, что воссоздание средствами поэ­ зии уже одного этого факта казалось впол­ не достаточным для нового художествен­ ного произведения. И часто этим именно многие художественные произведения и исчерпывали себя. Василий Федоров не ограничился этим. У него факт возвращения лирического ге­ роя домой, в деревню—лишь повод для размышлений: что такое деревня в духов­ ном и материальном отношениях, какой от­ печаток наложила на нее минувшая война, перед решением каких задач й проблем стоит она. Никакой идеализации, никакого приукрашивания действительности... Поэт уже тогда имел мужество прямо смотреть правде в глаза, как бы она ни была горька. А действительность того времени, как мы знаем, была не только горька, но жестока. Особенно в деревне. Бесхлебье. Безлюдье. Беэлошадье. К о р о в ы ' круторогие Домой в е з у т во з а . Полуприкрыв широкие Печальные глаза... Коровы—деревенские кони войны! Кто из нас, людей военного поколения, не ви­ дел этой коровы, впряженной в телегу, тя­ нущей воз дров или сена для колхозного' двора, и хлеб, и иные припасы для фронта. Кто из нас не видел на ее шее подобия хо­ мута—принадлежности лошади, и бота- ла—принадлежности коровы, ботала, зве­ невшего тревожно и неестественно в этом подобии конской упряжи! На белой шее ботало, Что колокол, гудит,— замечает поэт. И добавляет, уточняя чувст­ во, рожденное этимтрагическимзрелищем: И звон тот не утишился И не ушел на сп$д — Он долго, долго слышался, Тревожный, как набат. Но главное, что поражает поэта в дерев- нецпослевоенной поры,— отсутствие муж­ чин, особенно молодых, одни из коих оста­ лись на далеких полях брани, другие, более счастливые, проехали с этих полей войны мимо своих деревенских полей—в города, чтобы искать своей доли там. И остались в деревне старики и дети. И женщины, моло­ дые и старые. И невольно у героя поэмы, увидевшего все это, вырывается горькое слово: Мне горько и страшно обидно. Что в тесном кругу среди них. Как прежде бывало, не видно Соперников гордых моих. Поэма населена живыми героями, точнее сказать героинями, и у каждой свое лицо, свой характер. Некоторых из них я назову, ибо они имеют принципиальное значение для последующего развития лирики и са­ мого лирического таланта поэта. Это прежде всего—образ деревенской девушки Маши, человека цельного, влюб­ ленного в свой край, свою землю и болею­ щего за них. Лирический герой поэмы и Маша бродят по бедствующим полям родной деревни, и между ними происходит такой разговор. И вскоре. Молчанье нарушив, У Маши спросил я, упрям: — Зачем, бередя мою душу, Ты водишь меня по полям? Не рад я такому показу, Его нелегко перенесть... Сказала: — Чтоб сразу... Чтоб сразу Увидел ты все, что ни есть. (Л* р азрядка здесь и далее — везде моя

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2