Сибирские Огни, 1978, № 2
ВОЗВРАЩЕНИЕ В МАРЬЕВКУ 151 Словом, все говорило о быте, уже ус тоявшемся, определившемся не >на ходу и не на час, а с расчетом на долгое время... — Ну, а как тырешаешь этот самый воп рос «рабочего места»? Или нашел, что твое рабочее место—это Дом творчества Лит фонда?—спросил он меня не без лукав ства, впрочем, вполне для меня понятного, поскольку, как я знал, он и сам домов творчества не обегал, особенно зимой. Я рассказал, что задумал завести свой угол на родной мне Вятке, в Уржуме. — Это будет не дача, куда приезжают на сезон, чтобы подышать озоном и попить парного молочка. Но—дом, свой родной угол среди родных мне людей и мест, где бы я мог дышать не просто озоном, но воздухом родины, слышать родную, с дет ства близкую мне вятскую речь, жить забо тами и радостями тех людей, с кем входил в жизнь и чья жизнь до этих дней не без различна мне... — Да-а...—произнес Василий Дмитрие вич негромко и неторопливо, как бы вдруг уйдя в себя идумая о чем-то своем. А потом, вдруг живо обернувшись, спро сил: — А тебя не смущает, что этот угол бу дет находиться за тридевять земель, а точ нее сказать, за три тысячи километров от твоего теперешнего местожительства?.. И^когда я ответил, что нет, не смущает, он остановился, положил свою ладонь на мою руку и сказал негромко, ,опять-таки как бы про себя, но убежденно: — По-моему, это прекрасное решение!.. Да, прекрасное... Он был явно взволнован. Я не очень по нимал причину этой взволнованности, но видел, что это так. Я еще не знал тогда, да, видимо, не знали об этом и члены его семьи, что, все еще наезжая в Гаврилов хутор и продолжая делать все, что пола гается делать на земле, на 'которой ты жи вешь, поэт уже думал в те дни о другой земле, на которой полвека назад он родил ся и откуда уехал в город, но которая ни когда не была забыта им и которая с каж дым годом все более и более властно призывала его к себе,—о Марьевке, что возле станции. Яя, вСибири. * * * Василий Федоров родился в феврале 1918 года в городе Кемерово, в семье ра бочего. Однако ему, девятому ребенку в семье, не исполнилось и года, когда роди тели, чтобы перебедовать то голодное вре мя, решили переехать в деревню Марьев- ку, к родичам. Здесь-то и прошло детствои отрочество будущего поэта. И хотя впо- следствии, в военные и послевоенные годы, он сам был и рабочим, и помощником ма стера на одном из авиационных заводов Сибири, детские годы, проведенные в де ревне, 'прошли не бесследно. Более того, след этих лет, оставленный в жизни и твор честве поэта,—может быть, самый замет ный и решающий из всех, пролегших через его биографию. Конечно, Василия Федорова не назовешь «деревенским» поэтом. Как всякий настоя-' щий художник, он шире того, что принято обозначать словами «городской» или «де ревенский». Как всякий настоящий худож ник, он живет во времени и отражает в се бе все многообразие этого времени, все его наиболее существенные черты. Свидетельство тому—все его поэтиче ское творчество: от лирики, где есть место и селу, и городу, и войне, и миру, и злобе дня, и «вечному», до эпики с ее поэмами, о содержании и пафосе которых говорят уже сами их названия: «Марьевская летопись» и «Ленинский подарок», «Далекая» и «Про данная Венера», «Бетховен» и «Дуся Ког вальчук», «Аввакум» и «Седьмое небо». Эта широта обзора, как и стремление к углубленному осмыслению действительно сти, было присуще поэту с самого начала его работы. Ему не чужды исторические судьбы России, но он не отвращает своего взора и от лица сегодняшнего дня со все ми его задачами и докуками, радостями и печалями. Поэт и его лирический герой— не только свидетели, но и участники сози дания летящего дня. Более того, они— хозяева этого творения. И, как таковые, знают цену новому дню и мукам, в кото рых рождается этот день. Они знают це ну и хлебу, и металлу. Об этом и стихи поэта: У домен Есть свое отличие. Здесь выход чугуна Не зря Таинственностью и величием Подобен выходу царя. Это—из стихотворения «Его величество» в книге «Марьевские звезды», вышедшей в 1955 году. А еще в этой книге, являющейся одной из первых книг поэта, есть стихи «Трудовая книжка» и «Испытание», «Кор ни» и «Пересохли жаркие лучи...». Все они—о принадлежности лирического ге роя к людям созидательного производст венного труда, к «рабочей косточке». Кроме названных стихов, есть «Полынь- трава» и «Имя», «Древо жизни» и «Я не за видую орлам»—стихи, прямо обращенные к социальным темам. А еще есть стихи «Звезда» и «Еще недав но нам вдвоем...»—послания любимой с такими пронзительными строками: Но память прошлое хранит. Душа моя к тебе стремится... Так, вздрогнув. Все еще летит Убитая, в полете птица. Но там же есть и стихи, обращенные к теме, к которой поэт, если отвлечься на время от одной из первых его поэм^- «Марьевская летопись», давно не обращал ся. Я имею в виду тему родной земли. Здесь, после долгого перерыва, появились стихи о родине—как родной деревне—и о родном доме— как части родины. Стихи эти—«Гляжу я, глаз не отрывая...», «ВсПо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2