Сибирские Огни, 1978, № 2

КРИТИКА ЛИТЕРАТУР(¡ВЕДЕНИЕ Леонид Решетников ВОЗВРАЩЕНИЕ В МАРЬЕВКУ О некоторых страницах лирики Вас. Федорова Лет десять назад, в первоначальный пе­ риод моего знакомства с Василием Федо­ ровым, я был у него в гостях на подмо­ сковной даче, именуемой Гавриловым хуто­ ром. Хутор этот, состоящий из нескольких до­ мишек, расположен между шоссейкой и железной дорогой, а невдалеке от него на­ ходится один из московских аэродромов,— так что какая уж тут хуторская жизнь! Но, укрытый со всех сторон старым елово-пих­ товым заслоном, он, особенно в редкие минуты, когда над крышами его не ревели самолеты, и всамом деле являл собою вид старого глухого хутора, закинутого в тишь российской лесной глубинки. По крайней мере таким он показался мне, когда мы после бессонной осенней ночи, проведенной за разговором у тлею­ щей печурки, вышли с хозяином в садик, а через него, отворив калитку, сразу попали в лес. Поднималось солнце, туман тек и рассеи­ вался, и из-под нахмуренных пихт там и сям выглядывали розовые сыроежки. И мы, чтобы не проходить мимо добра, бе­ режно сламывали их и несли в пригоршнях, продолжая ночной разговор. Разговор был длинный, но мы не устали от него, потому что во многом были со­ гласны друг с другом, а главное потому, что, лишь слегка коснувшись вопросов сво­ ей профессии, мы сразу же перешли к предметам, для обоих нас не менее доро­ гим, но более существенным— к народной жизни, к земле, к деревне, к хлебу. И уже отсюда разговор снова перешел к вопро­ сам, сопряженным с нашей работой. Но те­ перь он был продолжением разговора о жизни. Речь шла о роли и долге писателя в этой жизни, о его ответственности за ми­ роустройство. Говорили и об уменье писа­ теля понять самого себя, свой характер, свои задачи и возможности. Об уменье по­ строить свою жизнь и быт таким образом, чтобы они полнее способствовали раскры­ тию возможностей, заложенных в писателе. Вчастности, о местожительстве писателя и его рабочем месте. Я с одобрением отозвался о даче хозяи­ на, сочетающей в себе укромность дере­ венской жизни с близостью к столице. И не мог не заметить, что слова эти были ему не безразличны. Уже возвращаясь до­ мой, мы снова остановились в его са­ де-огороде, и Василий Дмитриевич не без гордости показал мне кедр-трехлеток, поднимавшийся в одном из уголков его сада. — Это—привет с родины, из Сибири,— сказал он, поглаживая верхушку кедра-под- ростка.—Привез из Ботанического сада Но­ восибирского Академгородка... — А вот здесь будут стоять лиственницы, которые надеюсь привезти в следующем году...—показал он на другой угол сада, поднимаясь и отходя от кедра. — А здесь,— и он махнул рукой еще в один угол,—поставлю баньку и буду па­ риться марьевскими вениками... И столько было в этих мечтательно про­ износимых словах тепла и задушевности, что мне было ясно,— хозяин «сел» здесь, на этом «хуторе», прочно и основательно. Припомнилось, как накануне он показы­ вал мне темную, старинной выделки, дубо­ вую дверь, ведущую в его кабинет и не гармонирующую с остальной, довольно простой, полудеревенской, полудачной об­ становкой. — Купил у одного старичка, съезжавше­ го из старого особняка у Никитских во­ рот в новую квартиру. Есть предположения, что в этом особняке бывал Александр Сер- геевич,—с трогательной доверчивостью признался Василий Дмитриевич, как извест­ но, обычно не очень расположенный к раз­ говорам подобного рода. В комнате писателя только одна вещь гармонировала с этой старой дверью—та­ кой же старый, темный, тяжелый письмен­ ный стол. И так кстати были на нем раскры­ тые тома Гейне, Даля, протопопа Авва­ кума...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2