Сибирские Огни, 1978, № 1
СВЕРЧОК 81 качивали насосными станциями. Здесь строили город горячие юные ру ки. Здесь по ночам вместе с кострами в небо взмывали песни... Соснин давно задумал создать полотно о сегодняшнем дне, написать о нефтяниках так убедительно, крепко, как оно в жизни и было: 'Груд человека, граничащий с подвигом. Легкий подход к современности мог породить лишь плакат, дешевизну. Соснин и ездил на Пасол из года в год, внедрялся, вживался в тему и, кажется, нынче вот только почувст вовал себя вправе распорядиться собранным материалом. С этой осени он картину начнет... Не торопясь отужинали и вышли гулять на берег в полной радост ной тишине. Близилась ночь, но матовый, точно посеребренный воздух не потухал. Отчетливо различались цветы в зеленой, к вечеру повлаж невшей траве. Протока дремала в безветрии, заволоченная туманом. Гуся склонялась к траве, срывая ромашки, мышиный горошек и крохот ные голубенькие колокольчики. «Даже видно прожилки и крапинки на лепестках!» — восхищалась она. «Светлые ночи здесь в это время еще продолжаются,— отвечал с тем же чувством восторга Сергей Александрович.— Близость Полярно го круга дает себя знать». Под яром у Пасола палили костры рыбаки. Там же, свернувшись, дремали собаки, изредка взлаивая. «Как все необычно становится, когда начинаешь ощущать окружа ющее с романтической стороны,— говорила Туся, разбирая цветы на ходу.— Подумаю, где я и с кем, на каком расстоянии от дома, и пред ставляю не на яву себя, а во сне!» «Скучаешь о доме?» «Изредка думаю, но не скучаю!» Она бы сказала, что думы ее — не о доме. Думы ее — о супруге его, Афродите Корнеевне. Временами Тусе слышится ее голос, встают из мрака глаза — гневные, белые от хмельного угара. Но Туся об этом не скажет... Как замечательны были у них все эти дни и ночи! ...Длили прогулку, не торопились идти на покой. А собрались когда, к ним подошел человек средних лет, с густой копной рыжих волос и го лубыми глазами Пана (Туся вспомнила Врубеля), поздоровался с Сос ниным за руку. «Гуляем?» ' У него был глухой, отсыревший голос. Соснину показалось, что он уже где-то встречал это лицо. Спросил: «Нас с вами прежде нигде жизнь не сталкивала?» «Вот так — никогда, а косвенно— было. Но я-то вас знаю, наслы шан! Остается представиться: Цезарь Иванищев, бывший йнтеллигент, а ныне обходчик трубопровода».— И Цезарь чуть приспустил, веки. «Рад познакомиться»,— ответил художник с полупоклоном. «Долго вы нынче у нас загостились! — Иванищев выпятил грудь и сильнее еще прищурился.— И вам не дают покою наши фонтаны и фа келы!»' «Как вас понимать? Я здесь не проездом, а с целью. И впрочем давно. Фонтаны мне эти знакомы с первого дня их открытий». «А не писали... картин-то об этом! Все на старинушку налегали, на избы, заборы, узоры! Видел я прежние ваши работы. В газетах о вас читал. Поругивали там вас за увлечение вчерашним днем!» Соснин смотрел на Цезаря Иванищева иронически-весело и также заговорил, стараясь не впасть в поучительный тон: «Критика — дело полезное, если она не поверхностная. Меня же она, как вы говорите, «поругивала» и вовсе зря! В своем творчестве я хотел быть только последовательным... Вот здесь у вас вышки, фонтаны, 6. Сибирские огни № 1.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2