Сибирские Огни, 1978, № 1
190 У КНИЖНОЙ п о л к и горая украш ает жизнь, утеш ает в боли, «ведь только простота и возвыш ает. Д о званья Человека. Навсегда». Н есом ненно, в сборн ике м о л о д ой поэтес сы есть интонации, ей не свойственные. Так, в н ебольш ом цикле «Я хотела гордиться т о бой» за каж ущ им ся набатом : «Ах, как я те бя лю блю !» утрачивается ж ивое биение сердца и подлинная трепетность ли рическо го излияния. П ри д и рка эта исходит из того, что Н. Закусина в своих лучш их стихах су мела вы разить д уш евн ы й настрой, раскры ть нравственный опы т своего поколения. П оэ тесса о б н а д е ж и ва ю щ е вступает в поэтиче скую зрелость: Как радуюсь я новому стиху! Еще он слаб, шершав и неустойчив. Но как задирист он и как настойчив — Упрямо тянет за строкой строку. том — лю ди и земля», конечно, в смы сле тем атики не оригинален: сейчас о воен ном детстве пиш ут и прозаики, и поэты, и о ч е р кисты, и драм атурги. О д н а к о и в традици онны х стихах о начале войны, о солдатском письме, о беженцах, о бесхитростны х б уд нях м альчиш ки из далекого б арабинского села С тар о-Я рко во , о ветеранах В. Балачан находит новые, свеж ие краски, при откры ва ет нам м ир детства своего лирического ге ро я под каким -то особенны м , свойствен ным только ем у углом зрения: К кому — теперь уж е не помню — та похоронная пришла. Но боль ударила, как молния, по людям нашего села. В этом стихотворении о первой похоронке вы разительна и концовка: И. КУЗНЕЦОВ Владимир Балачан. С е н о ко с ы над кручею . Стихи. Н овосибирск, Зап.-С иб. кн. изд-во, li977. Иду среди хлебов и трав. Здесь мне родня — любая веточка. Березка — маленькая девочка — меня хватает за рукав. Эти строки В ладим ир Балачан с полным правом относит к себе: его судьба слож и лась так, что практически всю ж изнь (за исклю чением служ бы в арм ии) он ж ивет в ро д н о й сибирской «глубинке»— Барабе, р я д о м с гер оям и своих стихов, с сибирской природой, ро д н о й степью , ее о зе р ам и и колками, ее речкам и и бескрайним и по лями. Впрочем , судьба его слож илась так не автоматически, не п о м и м о воли поэта: в о д н ом из последних стихотворений он сам признается, что его «как б удто что д е р ж а ло» и «держ ит д о сих пор» в ро д н ы х м е стах. Да, поэт верен своей главной теме: пож алуй, у барабинских степей и их тр у ж е ников ещ е не б ы ло такого стой кого и пре дан но го стихотворн ого летописца, каким стал В ладим ир Балачан. О сибирской д е р е в н е — его первы е три сборн ика («Теп лынь», « Д о б р а я погода», «Зе р н о к зерну»), о б этом ж е и четверты й — «С ен око сы над кручею ». О тм е ти м сразу, что новая книга В. Бала- чана и по сво ем у объ ем у, и по тем атике стихов, их см ы сл о во м у богатству ш ире и, несом ненно, серьезн ее преды дущ их. Это о со б е вн р радует, когд а узнаеш ь, что в нее вош ли почти исклю чительно новы е стихи. П оэт пока явно не спеш ит переиздаваться, работает м н о го и продуктивно. Зам етно во зро сл а и культура поэтического письма В. Балачана: строж е он стал в о тб о р е язы ковы х средств, серьезн ее — в тематике, м уд р е е — в главных мы слях и вы водах сво их стихов. П ервы й раздел сборн ика «За го р и зо н А 'звезды в тучи позарылись. Свистели грустно кулики. Цветы под окнами закрылись — как будто сжали кулаки. .Центральный раздел сборн ика «О тава — горькая трава» — лирический, и здесь, по жалуй, о со б ен н о различим сво еоб разн ы й поэтический голос В. Балачана: нарочито негром кий, мягкий, щ е м ящ е задуш евны й и добры й. Голос этот взво лн о ванн о -д оверчи во рассказы вает нам и о сочной, да горькой отаве-траве, и о вековечны х надеж дах жен-: щ ины — жены, матери, бабуш ки, и о разт д ум ьях од и н о ко го человека, неторопливо ш агаю щ е го по берегу сельского пруда, и, конечно же, о любви. О тм етим , что в книге наряду с удачным и есть и м аловы разительны е стихи. Так, изм е нило автору чувство м еры в стихотворении «Розовела щ ека твоя». Зд есь как-то п о ш л о вато, не к м есту звучит и «щ ербатая лу на». которая в конце концов «обламы вает о д ер евья свои рога», и, конечно, вот это: Я просил у тебя ребеночка. Ты его обещала-мне. Н е получилось и в о бщ е м -то неплохое по мы сли стихотворение .-Лебеди лю бви»: Л Ты бежала по росной траве Возле края высокой пшеницы. С ко л ьк о уж е лирических героев и герог инь бегали вдвоем и поодин очке по этой сам ой «р осн ой траве» и у «края вы сокой пш еницы»! Д альш е в стихотворении чита ешь: «Сияли в глазах твоих звезды», «ле- бедь, точнр отравленны й зельем», «годы - ветры летят», «разлив созр е вш е го хлеба» и прочий н абор расхож их литературны х кра сивостей. П оэт здесь явно «переж ал» в сто рон у «тр -р-.р агическ их страстен», изменил своей точности, неброскости, ’в д у м ч и в о сти с о в е р ш е н ^ , обратны й AHOR,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2