Сибирские Огни, 1978, № 1

палки Н эл ли Закусина. У сентября спокойное ли­ цо. Н овосибирск, Зап.-Сиб. кн. изд во, 1976. Вторая поэтическая книга Нэлли Закуси- ной откры вается стихотворением о лю бви к Родине. Все, что окруж ае т лирическую ге­ ро и ню — и реки, и лес, и летящ ие ж ур ав­ ли, и горьковато-полы нны й полночны й ко­ стер,— это, по при знан ию автора, «сестры мои, это — братья мои». И вся книга Н. Закусиной — о любви, щ едрой, волнующ ей, неутом им ой. Исток ее — доброта, что приш ла ч ер ез трудовы е заботы, через натруж енны е руки. П ото м у-то рукам «доверила коса полет и плавность», а для солдата, вер нувш егося с войны, «важ ­ но — руки остались». Эта д о б р а я рабочая рука дарит праздник, от м инутного прикосновения к ней возни­ кает ощ ущ ен и е д о м аш н его уюта, хотя « Как оЙа темна и тяжела! Кажется: шершавый, теплый камень я с весенней пашни подняла. Н. Закусиной близка и знаком а работа строителя. О н а работала м озаичницей на стройках новосибирских жилм ассивов и участвовала в проектировании пром ы ш л ен ­ ных предприятий, не понаслыш ке знает радость причастия к р ож д е н и ю новых го­ родов. И это естественно вош ло в стихи, в ко то ­ ры х проникновенно отраж ен м ир рабочей д о б р о ты и трогательная Зависть к ум ел ь­ цам, ибо это дает уверенность «крепче удерж аться на зем/уЬ», мир, где понедель­ ники — начало трудовы х недель — радост­ ный, н еобходи м ы й праздник. В стихотворе­ нии «Практика» бригадир сначала косо по­ сматривал на стуадентокчпрактиканток: «Что м не делать с имя, с неум ехам и?» Да, не­ легко девчонкам , у которы х и «м астерок из руки вы рьтается», а когда берутся за носилки — «нс/ги как ватные». А потом, че­ ре з год, к о гд а практикантки научились ра­ ботать и им унадо возвращ аться к учебе в институт, т о / ж е дядя Костя сожалеет: «Трудно бу,Аег бригаде без вас». Нет холодной созерцательности и в сти- рре, у ко то ро го «спокойное ли- |<ни лирического календаря доб- ¡'не перечесть: и живет она Ь спелых хлебах. Н еож идан- с м ятным при вкусом на пройден п ред назначен­ хах о сент| цо». У г е ^ рот «б уд то А но, чед губах>4 ный «путь оби д и бед от разочаровани й до побед». Главное для нее — не сфальшивить, быть дальш е от мыслей праздны х даж е и тогда, когда сам ое д о р о го е «как листья в направленьях сам ы х разны х уп о р н о отле­ таю т к декабрям ». Стихи Н. Закуси ной настраиваю т на д о б ­ р о е отнош ение к миру. Как не посм отреть вм есте с откры вательницей чудес на п о ­ теплевш ий м уравейник, на которы й в зо б р а ­ лись м уравьи и таращ ат круглы е глаза, и как ж е не слуш ать их голоса: ведь «в лесу весеннем столько жизни, чго каж ется — ей нет конца»! С то л ько уж е написано стихов о цветах! Что тут ещ е м о ж н о сказать нового? Н о вот строки из стихотворения: Красивый выращу цветок,— ращу его давно. Как розовеющий восток он озарит окно. И если чью-нибудь печаль сумеет утолить. скажу: — Берите, мне — не жаль, о чем тут говорить. Л ирическая героиня этого стихотворения д уш евн о щ ед ра и внутренне, д уховн о б ога­ та, а р азве б ез этого во зм ож ен человек на­ ших дней? Этот человек неотделим от м нож ества необходимы х, повседневны х забот. Н е слу­ чайно вне своего дела у него душ а болит. А если «стренож енны й теодолит из угла м олчаливо поманит», то ж изнь становится обнадеж иваю щ ей : впереди — лю бим ая ра­ бота. * О б о с тр е н о восприятие нравственных яв­ лений в стихотворении «Телефон». Ч еловек во сне чувствовал: звонил друг, у ко то ро го что-то неладно в жизни, «иль, может, пока­ залось, что неладно». Ж ена пожалела, не р азр уш ила тревож ны й сон, заботясь о по­ кое, от ко то р о го и ей ую тней в жизни. А пена этого ум и ро тво рен и я? Та ли забота нуж на? В этом ли подлинная чуткость во взаим оотнош ени ях с теми, с кем надо «быть п ря м ы м и честным и обо всем, что больно, говорить»? Э м оци ональн ая интонация стихов Н. З а ­ кусиной характерна для поэтов ее п околе­ ния. Улавливается внутренний д р ам атизм сегодняш ней действительности, отвергается м ногозначительность, ищ ется простота, ко-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2