Сибирские Огни, 1978, № 1

180 ЛЕВ ШТУДЕН пы балалаек и вы сококлассны й м узы кант Н иколай Николаевич Сам ойлов). в Как же им не болеть за свой оркестр, как же не стремиться, невзирая ни на какие неу­ добства,— ехать куда уго д н о и играть где угодно, лишь бы знать, что их искусство ко­ го-то порадует! Н о ещ е лучш ая задача, ещ е больш ий ин­ терес — не просто приехать, блеснуть и ис­ чезнуть — но пробудить ж елание сам о­ стоятельных поисков, всерьез заин тересо­ вать самим проц ессом м узицирования, его радостью , его вы соким смы слом . Это нелегко, но м узы канты вот уж е м ного лет с успехом делаю т свое дело. И м енно с их п о м ощ ью во м ногих город ах Сибири, да и в сам ом Н овоси би рске организовались са­ м одеятельны е народны е оркестры . С ам Иван М атвеевич м есяцам и просиж ивал в деревнях, создавая там м естны е о ркестри ­ ки: обучал м узы кантов, пом огай с нотами, инструментами... Во всем этом так или ина­ че принимали участие и оркестранты . Им, в частности, нем ало обязан знам ениты й дет­ ский оркестр гор од а М ундыбаш ... Итак, мы видим, сегодняш ний оркестр народны х инструм ентов Н о во си би рско го ра­ дио и телевидения — это внуш ительная си­ ла. С остоящ и й из вы сококлассны х п роф ес­ сионалов, способн ы й играть практически л ю б ую м узы ку, им ею щ и й в своем активе необъятный р е пе ртуар и бесчисленное м н о ­ ж ество блестящ их выступлений, он заслуж и­ вает свою славу вечного и у п о р н о го тр у ж е ­ ника. И тем не менее, вы полнив все три пункта своей программ ы , составленной 30 лет назад, Иван М атвеевич не один раз имел случай убедиться, что этих трех пунк­ тов — недостаточно, а есть ещ е один — и немаловаж ны й, о к о то р о м он вряд ли на первы х порах мог серьезн о задуматься. О сущ естве этой четвертой, д ополнительно возникш ей задачи человек несведущ ий вряд ли догадается, д о того она абсурд н о звучит. И все-таки... Задача четвертая Проследить, чтобы о ркестр не разогнали. Как ж е так, ко м у м ож ет прийти в голову расф орм ировать этот, с таким тр уд о м и так блестящ е отлаж енны й игровой ансамбль, принесш ий искусству С и би ри столько нео­ ценим ой пользы ? А так вот: что вы годнее — платить о р ­ кестрантам, сод ерж ать для них пом ещ ение, покупать для них о б о р уд о ван и е и инстру­ м енты или получать из столицы пленочки с записями. В чем дело? Радио-то нынче у каж дого в д о м е есть. Поставить эту пле­ н о ч к у — и вот тебе, слушай. И м о р о ки м ень­ ше, и затрат. М е ж д у прочим, это не только праздны е размыш ления. Таким-то м ан ер ом «сократи­ ли» и симф онический оркестр м естного ра­ диоком итета, и хор, и м ногих исполнителей. С ократили бы и оркестр н ародны х инстру­ ментов. За м илую душ у. Д ва раза, по м ень­ ш ей мере, эта угр о за реально сущ ество ­ вала. Н о оба раза ей воспрепятствовал, во -п ер ­ вых, авторитет ансамбля, о деятельности ко то р о го хо р о ш о знали в М о скве и Л енин­ граде. И кр ом е того, конечно, Иван М атвее­ вич не м ог дать в о би д у предприятие, ко то ­ р о м у посвятил практически всю свою жизнь. А ведь б ы ло дело: его п р я м о п р е ­ дупредили, что подведут под сокращ ен ие оркестр. — Ну, это у вас не выйдет,— ответил Гу­ ляев. М о ж н о представить себе, как сказал он это,— вполголоса, как будто вовсе даж е без выражения... Только чуть м еньш е стали гла­ за. Воля, благодаря которой годами, с ов е р ­ ш енствуясь, переплавлялась сердцевина о р ­ кестра, сплачивалось воеди но и расцветало игровое мастерство,— воля, пролож ивш ая ор кестр у вперед б ол ьш ую дорогу,— теперь она собиралась в кулак, чтобы отразить опасность. ...Вернулся он часа ч ер ез два, ещ е не »остывший от напряж ения. С казал просто: — Все прош ло, товарищ и. Работайте сп о ­ койно. Я говорил вам, что нас, в конце кон­ цов, долж н ы понять Б уд ем работать, Если бы не его уставш ие глаза, не д о га ­ даться бы оркестрантам , чего ем у все это стоило. Н адо ли удивляться, что вместе с титулами, грам отам и и дипл ом ам и он при­ о бр ел ещ е и два инфаркта, как д о п о л н и ­ тельную награду за труды ? А все-таки ни за что не уш ел бьг на пен­ сию. Н о врачи категорически запретили ра­ ботать. О н и теперь продолж ает ходить в о р ­ кестр. И ногда опять становится за пульт. С ним часто советую тся д аж е по телеф ону, просят п ом очь в организации концерта, по­ реком ендовать, посодействовать, инстру­ м ентовать партитуру... Сейчас, наприм ер, когда пиш утся эги строки, Иван М атвеевич заверш ает инструм ентальную ре д акц ию «Картинок с выставки» М од еста М у с о р г­ ского — ком позитора, превыш е всех л ю б и ­ м о го им. О хо тн о делится рад остью этой р а ­ боты. А что ж е оркестр? О р ке с тр ж ивет преж ней, м аж орн ой р а б о ­ чей ж изнью . С такой базой и такой техно­ логической оснасткой ем у не страш ны лю б ы е испытания,— если, конечно, эти ис­ пытания буд ут носить творческий, кон стр ук­ тивный характер. Коллективом теперь р у ­ ководит Владим ир П оликарпович Гусев — прекрасный, вы со ко об разо ванн ы й м узы ­ кант, раб отаю щ и й в оркестре с 1969 года. Говоря о нем, Иван М атвеевич заметил о д ­ нажды: «Я знаю , в какие руки я отдал о р ­ кестр. Я м о гу быть спокоен». ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2