Сибирские Огни, 1978, № 1
ЦЕНА ВЫРАЩЕННОГО ДЕРЕВА 179 махом . Н е ко то р ы е из сибирских авторов (наприм ер, Захар Бляхер) так хо р о ш о изу чили оркестр, что овладели полностью его те м б р о вой палитрой и стали дарить м у зы кантам просто блестящ ие партитуры. Иван М атвеевич не ограничивался испол нением м узы ки сибирских авторов на м ест ной, дом аш ней, так сказать, сцене. Е ж е го д но он собир ался в дорогу, брал с собой б ол ьш о й портф ель, где у него леж али все эти скерцо, увертю ры , ин терм ец цо и сю и ты, и катил в М оскву, в Ленинград. Там он д ир иж ир овал столичным и нар одны м и о р кестрами, д ир иж ир овал им енно этой м у зы кой. Зд есь она ш ла в запись уж е на В сесо ю зн о е р ад и о — в «золотой ф онд». И о р к е с т р у — почёт, и сиб ирским авторам — стимул, да ещ е какой! / Н о этого мало. С а м Гуляев и его коллеги- м узы канты (наприм ер, В ладим ир К урченко) очень м н о го сделали для того, чтобы п ере лож ить на о ркестр как м о ж н о б ол ьш е на ро д н ы х песен. О н и во рош или песенны е сборники, устанавливали контакт с ф оль клорны м и экспедициями, сами ездили по селам,— везде, где это б ы ло возм ож н о, предоставляли ор кестр у прекрасны й м ате риал для п ропаган ды песенного искусства Сибири. П од клю чал и певцов, хоры, соли- стов-исполнителей. На этом м атериале си бирские авторы созд али м н о го хорош их ве щей. Вот только с м о л о д ы м и не всегда б ы ло просто,=— слиш ком уж сильно их п о тянуло на со в р е м е н н ую м узы ку. В о о б щ е -то он, Иван М атвеевич, не бы л против, да толь ко иногда спохватывался, что перестает п о нимать эти эксперим енты . С классикой он бол ьш е был в ладу, и перестраивать свой слух совсем уж на непривы чны й м анер б ы ло ем у трудно. П ар титур ы м о ло д ы х ав торов он потом стал поручать зам естителю своем у, тогда ещ е вто р о м у д и р и ж е р у Вла д и м и р у Гусеву,— это ем у ближе. Н о все равно принимал, все равно давал в работу. П о то м у что связь с сибирской м узы ко й ста ла не просто п рави лом в деятельности о р кестра, а н ео бхо д и м ы м услови ем сущ ест вования. Теперь д р угая стор она (и тож е прям о связанная с просветительством ) — гастроли. П оскольку о ркестр приписан к р а д и о к о м и тету и его основная о б язан н ость — давать д о б р о кач ествен н ы е записи, то никаких та ких гастролей по ш тату ем у не полож ено. Э то вам не ф иларм ония. И все-таки оркестр гастролирует еж егодно. О н побы вал в О м ске, Томске, Барнауле, Кем ерове, Н о в о к у з нецке, П рокопьевске, о бъ езд ил м ногие се ла Н о во си би рско й области. Э то — не говоря уж е о по езд ке в М о с к в у (1951 год) и недав них блестящ их гастролях на Б А М е . А ведь организовать каж д ую такую п о е зд ку им ен но этом у о р к е с т р у — нелегко. Н ад о д о го вариваться с «выш естоящ им и», с ф ил ар м о нией, с ради оком итетом , утрясать, уточнять и увязы вать во п р о сы с м аш иной, р е кви зи том, ко м ан д и р о во ч н ы м и и т. д. и т. п. Н о всякий раз это делалось, несм отря на все трудности, по то м у что слуш ать вполуха «О сен ь» Ч ай ковского по радио, за д о м аш ним чаепитием — одно, а прийти на концерт и прослуш ать вним ательно два отделения 12 * ; м узы ки, исполненной оркестром , которы й специально приехал в твой край на гастро ли,— это другое. Тут и восприятие и о тн о ш е ние будут на ур о вн е исполняем ой м узы ки. Д а и как м ож н о переоценить такое с о б ы тие, как вы ступление настоящ его, п р оф е с сионального оркестра, и гр а ю щ е го б ездн у хорош ей м узыки,— на сцене окраи н н о го го р о д а или в клубе р аб о ч е го поселка?! Вот здесь уж е нет расчета ни на оф ициальны е лавры, ни на д р угую (в то м числе и м ате риальную ) выгоду. Зд есь только сам о о тд а- ча — да ещ е и ц е н о ю очень м ногих неу- добств. Н априм ер, представьте себе вагон (в нем р а зм ещ е н о более полусотни лю дей плю с инструменты), которы й загоняется ку да-нибудь в тупик на станции. Д н я два или три надо прож ить в этом вагоне и на этой станции. Б ез света. Б ез воды. Без... кой-че го остального, за чем надо утречком , по хо- лодочку, м етров триста трусцой беж ать по направлению к вокзалу. Н о это все, впрочем , сами оркестран ты не восприним аю т как трагедию . А ведь б ы ло как-то, во врем я поездки по Б А М у : в некоем городочке, где м естны е ш еф ы зн а ли о при езде оркестра и где был отведен для них зал, упустили с ущ ую безделицу: п ред упр едить о б этом слуш ателей. На ко н церт никто не пришел. П еред м узы кантам и стояли пустые стуль^. Так и уш ли со сцены, не сы грав ни одной ноты. Тихо бы ло в этот вечер в их пере п ол нен н ом вагончике. Н ик то не балагурил, не смеялся. И м ен но тогда п очем у-то все внезапно почувствовали, что страш но устали... И вдруг — новость: их приглаш аю т на кон цер т пограничники! З а в тра они буд ут играть! О н и нужны, их хотят послуш ать! Что, какую м узы ку? Н адо о б судить, подумать... Э то снова была жизнь. То есть — работа, к которой вернулся смысл. Зд есь-то на первы й план соверш енн о о че вид но вы ходят те, кто во врем я п разд н ич ных кон цер тов с кр о м н о сидят за пультами и чьи им ена б езвестн о растворены в начер танном на бланках грам от и благодарностей слове «коллектив»... И х м ного. Разны м и путями пришли они в оркестр. Есть такие ветераны, как Розен Лев Бори сович (о ко то р о м здесь уж е гово рилось), Нина Васильевна Гирман — дочь сам о го п ервого ди р иж ер а ц создателя о р кестра, кон цер тм ей стер партии первых дом р, Евгений Н иколаевич М алых, исполни тель на гуслях. Есть лю д и более м олоды е, но у ж е крепкие проф ессионалы , окончив ш ие училищ е и консерваторию . И все по ч т и — спокойны е, п о-д еловом у настроен ные, благож елательны е по отнош ению д р уг к д р угу люди. Э то давн о у них стало устой чивой н о рм ой «психологического климата», потом у что склочники, скандалисты и в о о б щ е личности со скверны м и привычками, как правило, не удерж ивали сь в оркестре. К р о м е того, от оркестрантов требовалась ещ е и разносторонность, потом у что не только свой инструм ент да пульт с нотами входит в кр уг интересов каж дого. М н о ги е п р е п о д а ю т м узы ку в ш колах или в училищ е, м н о гие р уко во д ят сам одеятельны м и оркест рам и (как, наприм ер, ко н цер тм ей стер труп
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2