Сибирские Огни, 1978, № 1

178 ЛЕВ ШТУДЕН А дир иж ер ы ? Вы посм отрите в летопись оркестра; кто только им ни дириж ировал: В. И. Ф едосеев, А. М. Кац, А. А. Копылов, А. И. Хачатурян, А. В. Гаук... Д а вот, хотя бы Гаук. С лов нет, о гр ом н ая величина в м узы ­ кальном мире. Его концертам и Гуляев за­ слуш ивался ещ е ю нош ей, б удучи в М оскве. И вот Гаук — в Н овосибирске. Ах, как бы это залучить его?.. Была не была. Ведь Гаук ж е дириж ировал когда-то н ар о д н ы м о р ­ кестром имени О сипова, в М оскве. Даже, говорят, лю бил этот оркестр. В то лето в Н овоси би рске бы ла жара, ко­ торая подчас с нем еньш ей наглядностью д ем онстри рует крутой нрав Сибири, неж е­ ли самы е лю ты е кр ещ ен ски е м о р о зы . Гаук страдал,— как все тучны е лю ди,— не только от ж ары, но и от непривы чны х условий. Как- то перед репетицией в вестибю ле ко н цер т­ ного зала к нем у п одош ел Гуляев. — А л е ксан д р Васильевич! У нас в Н о в о ­ сибирске есть о р ке стр н ар одны х инстру­ ментов. М еч таем встретиться с вами. Я знаю, что вы лю б и те о бщ ен и е с такими коллективами, не согласились б ы вы... — Нет, нет, что вы! Тяжело... Д а и что мы м огли бы исполнить? Гуляеву по этом у п о во д у б ы ло что ска­ зать. Уж е тогда р е пе ртуар о ркестра был внуш ительным. Э то бы л красочны й реестр названий, ослепительны й вернисаж , ф ей­ ерверк,— но разворачи вал его Иван М атве е ­ вич не торопясь, б ез спеш ки, как бы сп о ­ койно и м еж д у прочим, чувствуя наверняка (как м узы кан т чувствует м узыканта!), что Гаук заинтересованно всм атривается в на­ ж ивку и с к о р о клюнет. — Только, знаете, неплохо бы с м аш и­ ной... Я в гостинице «С ибирь» живу. — Всё-о будет сделано! А б -со -лю тн о ! Иван М атвеевич не м ог скры ть улыбки. О т гостиницы, где жил Гаук, д о Д о м а ради о (он тогда ещ е в центре го р од а находил­ ся),— расстояние б ы ло не более, чем пять м инут ходьбы... Н о машина, конечно, во вр е­ м я была подана, и не успел ещ е д и р иж ер отпыхтеться, устраиваясь на сиденье, как приш лось снова откры вать дверцу. П риеха­ ли! Правда, д альш е дело пош ло труднее. П од ни м аться-то надо б ы ло на четвертый этаж. Н а третьем этаже Гаука покинуло тер­ пение. — С ко р о ?! — Сейчас, сейчас! Вот только ещ е этот пролетик, и вон — ещ е махонький. Ну, во­ семь, там, каких-нибудь ступенечек. С овсе м близко. Поднялись. В студии уж е — все готово. О ркестр, ноты, партитуры, пульты, инстру­ м енты — всё. А зал там был, надо сказать, не тепереш ний. Ж ара, духота, и вентиля­ ц и и — никакой. Гаук уны ло помахал «интер­ м еццо» Калинникова. О становил оркестр. — Что за д ур ац кая инструментовка. Э то же нельзя играть. И душно... Нет, в такой обстановке я, к сож алению , не могу... И такое предвидел Иван М атвеевич. И тут тоже нашелся. Заговори л его, отвлек (под­ сунув тем вр ем ен ем в руки д р у гу ю парти­ туру). Э то была м узы ка А ндреева. Гаук за ­ м етно оживился: «О! Я ж е его лично знал...» Стал рассказы вать о легенд ар ном основате­ ле первого русского о ркестра н ародны х ин­ струментов... Был увлечен рассказом . А по­ том и репетировать воодуш евился. Ц елы й час работал, не отходя от пульта. К огда же кончилась репетиция и пере д записью его спросили — не пора ли передохнуть, он только рукой махнул: «Какой там отдых! Д авайте ср азу и писать будем ». О р ке с тр ем у понравился. А Иван М атвеевич потирал руки: во т,'те - перь-то его оркестранты ещ е р аз почувст­ вуют, что такое настоящ ее исполнительство и что значит — требования, пред ъявляем ы е по б ол ьш о м у счету. Д а и к репутации о р ­ к е с тр а — хоть небольш ой , а все ж е солид­ ный «кирпичик». Вот по таким -то кирпичикам склады вал он ф ундамент, на к о то р о м уверен н о д о лж н о бы ло стоять здание п роф ессиональн ого ма­ стерства. А заод но учился и сам — он всю ж изнь у больш их м узы кан тов учился. Задача третья П росветительская миссия л ю б о го оркест­ ра, казалось бы — сам а соб ой р а зу м е ю щ а я ­ ся вещь. Н о только поним ать это м о ж н о по- разном у. С иди себе, наприм ер, в уд о б н о м зале, играй б ессм ертн ую классику. Л ю б и те­ ли пусть приходят, слуш аю т. Д ля целей просвещ ения. (Не в глубинку ж е ездить та­ ким табором . П и ани сты -вокалисты — им удобнее, пускай уж они). Иван Матвеевич не так понимал задачи оркестра. Первое, что было сделано, чтобы укрепить стержень подвижнической его миссии (а заодно — расширить репертуар): оркестр щедро предоставил себя в распо­ ряжение СибирСКИХ К О М П О З И ТО РО В . М{1ЛО сказать,— «предоставил в распоряжение». Их ведь еще и привлечь надо было к этому самому оркестру, объяснить его специфику, приучить к мысли, что у баянов с бала­ лайками есть своя высокая стихия, что и они способны отозваться на самые солидные замыслы, обитающие в их, озабоченных трудами, композиторских головах. О д н и м из первых, кто согласился писать специально для сибирского о ркестра н арод­ ных инструментов, был Валентин С ергеевич Леваш ов. «Русское интерм еццо» — так назы ­ валась его пьеса. Э кспер им ент оправдал се­ бя. К о м п о зи то р остался доволен. Д а и кто ж е из м узы кантов, скаж ите на милость, от­ вернется от искуш ения написать о ркестро ­ вую вещь, если вот здесь же, на месте, есть все условия для того, чтобы ее испол­ нить? Л еваш ов стал ре гул ярн о писать для них м узы ку. А здёсь ж е и А н д р е й П о р - ф ирьевич Н овиков — давний соратник Гу­ ляева ещ е по ансам блю С и б В О , оценил прелесть новой инициативы и стал энергич­ но пополнять р е пе ртуар оркестра. Иван М атвеевич ем у частенько пом огал в этом, п оскол ьку им енно он, как никто в Н овоси­ бирске, знал о р ке стр о во -те м б р овы е секре­ ты н ародны х инструментов. Когда, с откры ­ тием консерватории, в концертны е залы С и б и р и приш ло н овое поколение ко м п ози ­ торов, д е л о двинулось с ещ е б ол ьш им раз

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2