Сибирские Огни, 1978, № 1

ЦЕНА ВЫРАЩЕННОГО ДЕРЕВА 177 окончания записи — стоя устроили Гуляеву овацию . П осле этого он ездил к ним, как и в М оскву, каж ды й год. К он ечн о же,— как не быть результатам после таких п о е зд о к? Гуляев ещ е и ещ е раз «чистил» оркестр, набирал новы е кадры, подтягивал ветеранов. Д а ж е после гастроль­ ной по езд ки в М оскву, в 1951 году — уж на что им пере пало благодарностей, похвал и П очетн ы х гр ам от — он говори л оркестран ­ там: «П лохо еш е, плохо мы играем, товари­ щи. Н ельзя так играть». Теперь, после его уход а на пенсию , чле­ ны о ркестра вспом инаю т: «Да, при нем ош и баться нельзя было. Д а ж е если текст совсем незнакомый... О н очень р е зко м ог среагировать. К о м о к нервов!» И м узы канты , ко то р ы м б ы ло не под силу стать п р оф е с­ сионально на этот новый, ж есткий у р о ­ вень,— не вы держ ивали, уходили сами. Н елегко было, конечно, б ор о ться за классный исполнительский уровень. Н о если бы только в этом б ы ло все дело. П о м е щ е ­ ние, инструм ентарий, ш татны е единицы, к о ­ стю м ы — всем этим надо б ы ло тож е зани­ м аться худ ож ествен н о м у руководителю , на это тратить вр ем я и силы. О н был настой­ чив. Как дальнови дны й хозяин, он берег, растил, ум н ож ал свое «хозяйство», он п е­ стовал, опекал и о берегал свой оркестр, не забы вая о нуж ны х м елочах д аж е в отпуске, д аж е в больнице. Н о м ало и этого М а л о быть деятельны м и настырным . Надо, чтобы тебя, д еятел ьн о ­ го, тебя, насты рного,— приним али всерьез там, где это необходи м о, надо, чтобы с т о ­ бой считались! Тут недостаточно одной п р о ­ бивной силы. Н уж ен действительны й авто­ ритет. Н априм ер, при езж ает Иван М атвеевич в М оскву, приним ать в эксперим ентальной м астерской изготовленны е там для оркестра (вым оленны е! вы требованны е! столько лет ож идаем ы е!) инструменты. М астерская — первейш ая на весь С о ю з. Фи(цма. Там зака­ зов годам и добиваю тся. С и б и р яка м — так и быть, раз у ж они издалека... Сделали. П риш ел Гуляев. П осм отрел. Три инстру­ м ента забр аковал категорически. Ну, это уж... Извините! О бъ ясн яться к не­ м у идет сам старш ий м астер Грачев Егор А н др еевич: «В чем ваши претензии, това­ рищ... простите, не зн аю им я-отчества?» Гуляев взял в руки о д н у из дом р, пока­ зал — где и в чем. объяснил, почем у при такой конструкции д о м р а будет звучать ху­ же. У казал на р а зм е р ы корпуса, величину грифа... М астер был ум ны й человек. О н о сто р о ж ­ но пож ал руку Гуляеву и сказал только два слова: «Все сделаем». И все б,ыло сделано. Б ольш е того — они стали др узьям и, и отны не И вану М атвее ви ­ чу уж е не надо б ы ло беспокоиться о каче­ стве получаем ы х им инструм ентов. КстаТи, он увез тогда в Н о во си би рск партию новых, квартовы х дом р. О р кестран ты до сих пор играли на квинтовых.. Значит, пред стояло заставлять их переучиваться# Н о почем у? А потому, что у квартовы х д о м р лучш е 12 * Сибирские огни № 1 звук — звончей, приветливей... И Гуляев ска­ ж ет потом на репетиции, в ответ на в о зм у ­ щ ен н ы е реплики лю бителей играть по ста­ ринке: — Кто не хочет, м ож ете уходить. Хоть все сразу! Я найду людей. Н е уш ел никто. П ред п о ч л и п ереучи вать­ ся. Зато одна из важ нейш их групп о р ке ст­ ра стала звучать н ам н ого интересней. Э то лишь один из эпизодов. Их бы ло очень м ного. М о ж н о р ассказы ­ вать целы е саги, целы е баллады о том, как Гуляев «выбивал» для о ркестра ш татны е единицы и довел его состав, наконец, д о настоящ ей проф ессиональной н о рм ы — 50 человек; как он ездил в Ригу заказы вать фраки, а привез не только фраки, но и с м о ­ кинги; как он пробивал для своих подопеч-^ ных квартиры, детские сады, ясли... О гр о м н о е значение придавал Иван М атв е ­ евич тесным контактам о ркестра с в ы д а ю ­ щ им ися м узыкантами. О б л а го р аж и в аю щ е е действие таких контактов просто тр уд н о пе­ реоценить. И вот здесь-то, ч тобы «зам а­ нить» в оркестр хорош его певца или д и р и ­ жера,— изобретательность Гуляева не зн а­ ла пределов. О н шел на все — и своего добивался. К прим еру, такой эпизод: приехал в Н о ­ восиби рск с концертам и Павел Лисициан. О н и бы ли с Гуляевым знаком ы лично. Ещ е д о приезда Лисициана была с ним д о го в о ­ ренность, что он будет выступать с о р ке ст­ р о м народны х инструм ентов Н о во си б и р с ко ­ го радио. — П р и хо ж у к нем у в гостиницу. Ну, лев. Восточны й такой красавец... Как хан Гирей, ходит. С им патичны й мужик. Я очень л ю б л ю его. Что,— говорю ,— б уд ем исполнять? О н м не показывает... м ам а родная! — си м ф о ­ нические партитуры. Я обом лел.— «А что,— говорит,— вы не м ож ете это играть?» — < «Нет, роднулечка, не м ож ем ».— «Ай-ай-ай. Н у давайте наскребем , может, что-нибудь м о ж н о будет...» О н и действительно «наскребли»,— в о с ­ новном , из числа тех вещей, о ркестровы е партии которы х, насколько помнил Гуляев, бы ли инструм ентованы для н ар одного о р ­ кестра, и партитуры которы х хранились в их собственной (теперь уж е богатой!) о ркест­ ровой библиотеке. В числе отобранны х с о ­ чинений бы ла каватина А л е ко из о перы Рах­ манинова. К он ц ерт назначался на завтра. К огда Гуляев выш ел из гостиницы и п о зв о ­ нил на радио, оказалось, что партитуры ка­ ватины в библиотеке нет. Что делать? Л ю б о й скаж ет — позвонить певцу и п ре­ дупредить. Нет, на это Гуляев не м ог п ой­ ти. Зд есь был во п ро с репутации, а репута­ цией оркестра он д о р о ж и т превыш е всего. Реш ение б ы ло принято совсем другое. О н взял в о п е р н о м театре партитуру о перы «А л е ко » и ср а зу же, у себя дом а, стал ин­ струм ентовать для н ар одного оркестра. П ригласил переписчиков: они тут же, вслед за ним, расписы вали партии. И з-за стола он встал в 3 часа ночи. П е р е ­ п и сч и ки — в 7 часов утра. Ничего, им не д и ­ рижировать... Лисициан, говорят, остался доволен инструментовкой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2