Сибирские Огни, 1978, № 1
ИСКУССТВО Лев Штуден ЦЕНА ВЫРАЩЕННОГО ДЕРЕВА О н лю бил м узы ку и свой оркестр. С войны не вернулся. Уж е после Д н я П о беды,— в 45-м, он погиб на чуж бине, в гос питале. Ш альной снаряд попал п ря м о в палату. Вот такой бы ла е го судьба. Ч еловек погиб, а «дерево», посаж енное им, п род олж ало расти... Уж е 50 лет испол нилось наш ем у оркестру н ар одны х инстру ментов,— им енитом у коллективу, побед ите лю конкурсов и см отров, единственном у проф ессиональном у оркестру этого проф и ля на всем пространстве восточнее М осквы , д о сам ого Д альнего Востока. П ри рож дении он бы л всего-навсего кучкой энтузи'астов- любителей. К аков-то он теперь?.. Д авайте посетим репетицию . Лю бую . К онцертная студия соврем ен но го Д о м а радио — это вам не ком натка в д о во е н н о м клубе. О гр о м н о е пом ещ ение, просторная, великолепная сцена. Ч еловеку стор о нн ем у там вр од е бы и неудобно. Так и тянет при слонить себя незам етно к стеночке, как ф утляр от балалайки. Д ень — будний. Идет репетиция перед записью . Д ве оркестровы х вещ и и несколь ко вокальны х — неаполитанские песни. Н ы н че вечер ом это уж е д о лж н о звучать в эфире. Д ир иж ирует ор кестр о м его руководитель, Владим ир П оликарпович Гусев (в п р о ш л о м — вы пускник Н овоси би рской кон сер ватории). О р к е с тр — 50 человек, все м у зы канты -проф ессионалы — играет слаженно, уверенно. Д и р и ж е р у не приходится часто останавливать игру. Лишь иногда м о ж н о слыш ать реплики: — Н ем нож ко, прош у вас, кр ещ ен д о к 16 цифре... Тут провал получается... И за д е р живать движ ение там не надо. Ни в коем случае. Три!.. О пять звучит м узы ка. Удивительное ощ у - щ ение( не пойм еш ь даж е то лко м — чем оно вы звано) — ощ ущ е н и е осо б о й какой-то устойчивости, надеж ности оркестра. Н ика кой суеты, никакого вид им ого напряжения. Деловитость, уверенность, настоящ ая испол- Говорят, ж изнь не зря прожита, если после тебя на зем ле что-то остается. Ч ел о век м ож ет посадить дерево. Написать кни гу. П остроить дом . А м о ж н о вы брать себе и более ори гинальную тво рч ескую задачу. Н априм ер — созд ать оркестр. Л егче ли это, чем, наприм ер, д о м построить? Трудно сказать. Н о если этом у ор кестр у суж ден а такая ж е долговечность, как сам о м у кр еп ко м у красавцу-дом у, да ещ е и та ж е способность радовать красотой,— тогда, безусловно, по трудиться стоит... Д о войны в Н о во си би рске жил удивитель ный человек по им ени Василий Аф ан асье вич Гирман. В служ еб н ы е часы он работал бухгалтером. А в с во б о д н о е вр ем я лю бил играть на д о м р е и балалайке. И м ен но он в 1927 году орган изовал в Н овоси би рске о ркестр народны х инструм ентов при пер вой сибирской ради овещ ательной станции. О р ке стр бы л полн остью сам одеятельн ы м и работал на условиях разо вы х выступлений. Конечно, у оркестрантов в избытке,— по во зм ож н о стям того времени,— бы л только энтузиазм. С инструм ентам и кое-как пере бивались, а вот партитур, написанных спе циально для н ар о д н о го оркестра, в д вад цатые годы почти не было. Василий А ф а насьевич не унывал. О н >м ногие вещ и инструм ентовал сам остоятельно. И делал это весьм а оригинальны м сп осо бо м : с па тефона, на слух. П ластинку Василий А ф а насьевич прослуш ивал по м аленьким р а зд е л а м — в несколько тактов. А чтоб она не портилась от такой проц едуры ,— вм есто иголок употребл ял о стр о заточенны е спич ки,— как р аз на пластинку-то спички и хва тало... П рослуш ает а кко р д какой-нибудь, схватит располож ение голосов, гарм онию ,— и тут ж е думает, как это на партитуру ля жет. То, что получалось, п роб овал играть сначала сам, на разны х инструм ентах по очереди. Кончал за полночь. А д о в а работа. За то когда потом играли все вм есте — вы ходило неплохо.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2