Сибирские Огни, 1978, № 1

ЗЕМЛЯК, ТОВАРИЩ... 169 Оглянулся. На этот раз узнал сразу: Анна Ивановна. Да, та самая, которая тогда сидела в первом ряду и о которой мальчишки и девчонки кричали мне: «Как фамилия?» — Так вы уж тогда и музей Шукшина посмотрите,— предложила Анна Ивановна. Мы, конечно же, согласились. Вошли в школу. Поднялись на третий этаж. Но дверь была заперта на замок. Пошли искать какую-то Веру Ефимовну, а когда она появилась, оказалось, что никакая это для меня не «Ефимовна», а Вера Калугина, которую я помню еще по школьным годам. Большой портрет Василия, выполненный маслом, видишь сразу, как входишь в дверь. Он хорошо смотрится издалека. А на боковой стене длинного школьного коридора — несколько стен­ дов с фотографиями Василия, кадры из его кинофильмов, выдержки из статей и воспоминаний о нем. Анна Ивановна и Вера Ефимовна с гордостью сообщили, что все это делали профессиональные художники и оформители. И все же мы не бы­ ли удовлетворены музеем. Я не знаю, в кого я мечу стрелы, но не в пустоту же, в кого-то они должны попасть. На стендах, в основном, рассказывается о работе Васи­ лия Шукшина, как актера и режиссера. Против этого трудно возразить. Премия имени братьев Васильевых — за фильм «Ваш сын и брат». Госу­ дарственная премия СССР — за исполнение роли Черных в фильме «У озера». Ленинская премия (пбсмертно) — за творческие достижения последних лет в киноискусстве. Но ведь был — и есть! — Василий Шукшин — писатель, хороший, большой, выдающийся писатель, автор книг «Сельские жители», «Земля­ ки», «Характеры», «Там вдали», «Любавины», «Я пришел дать вам во­ лю», «Беседы при ясной луне», «Брат мой» и других. Его вклад в советскую литературу огромен. Так почему же об этой стороне творческой деятельности Шукшина на стендах сказано и показано мимоходом? Неужели только потому, что осветить его писательскую деятельность,— наглядно осветить,— значи­ тельно труднее, чем из множества кинокадров выбрать некоторое коли­ чество и кое-как разместить их на стендах, перемежая фотоснимки вы­ сказываниями о Шукшине. Конечно, школа не располагает средствами для создания музея, или хотя бы комнаты-мудея. Но у школы перед любым музеем есть большое преймущество в со­ бирании материалов. Преимущество это — десятки добровольных помощ­ ников, энтузиастов, старшеклассников и учителей. Можно же обратиться ко всем деятелям кино, с которыми Шукшин вместе работал. Не может быть, чтобы они не откликнулись на призыв школы имени Шукшина, не прислали хотя бы короткие воспоминания о нем, хотя бы несколько слов о нем... Можно отыскать всех тех людей, с которыми учился Шукшин в ин­ ституте. Пусть и они расскажут о своем товарище. Можно обратиться в редакции журналов, где печатался Василий Шукшин (в некоторых он был членом редколлегии), к писателям, с ко­ торыми он был связан. И, конечно же, нужно найти, пока не поздно, всех тех, с кем учился он в этой школе. Ведь приезжал же в Сростки на эти торжества Сайт Куксин, его школьный друг и одноклассник. Это тем более необходимо сделать, что единого музея Шукшина до сих пор нет, а имеющиеся немногочисленные материалы о нем разброса­ ны по разным точкам: в Бийском пединституте, в Бийском краеведческом музее, в Сростках — в школе.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2